Доброе утро, страна!

30.12.2010

Кто может так сказать? Президент, диктор центрального телевидения и мужичок с картины Андрея Семёнова. И не только он, а все его тётки в смешных шапках, скрюченные старушки, вороны важные, как генералы, и собачки хитрые, как лисы. Весь мир, созданный художником, может так сказать. Потому что они страна и есть.

Да, правы были творцы «Золотого телёнка» – есть мир большой, где изобретают, строят и открывают, а есть малый, где открывают только бутылки, изобретают кричащий пузырь «уйди-уйди» и строят брюки фасона «полпред».

Но что делать, этот мир есть, и никто не знает, мог ли большой существовать без него – без штанов-то как? Конечно, мы вместе с художником ни в коем случае не оправдываем проявления пошлости, негативные явления или низкие истины. Мы вместе со всем прогрессивным человечеством сурово осуждаем их. Но призываем не сердиться. Мы, вслед за Достоевским, который хотел написать роман «Пьяненькие», призываем не тыкать перстом, не осуждать оступившихся и небогатых сердцем и умом. Нас ведь большинство, и именно мы в целости своей и называемся загадочной русской душой. Именно мы – и рубаху на груди, и последний рубль. Что ж нас теперь, в топку войны или на очередную грандиозную стройку? Нет, если страна зовёт, то мы все как один. Доброе утро! А если зовёт неотчётливо? Или так и не научилась обращаться к каждому по отдельности? Проблема…

Но художник не так прост. Он и в очереди с нами, и в чебуречной, и на базаре, и на вокзале. Но вдруг нашим же родным тёткам и мужичкам зачем-то придаёт черты персонажей с картин…Рембрандта. По большому счёту наши мужички от тамошних немногим отличаются. Правда, это они нас научили корабли строить, а не мы их. Они и тюльпаны удивительные выращивают, и коров лучше доят, и вообще на сегодняшний день обустроили свою землю лучше нашего. Впрочем, голландские мужички того же Рембрандта «срезали», когда он начал умничать со своим «Ночным дозором». На всё способны мужички, хоть наши, хоть ихние. Теперь мы это понимаем. Но мороз идёт по коже, когда мы, глядя на картины Семёнова, понимаем и то, что принципиально рюмочная на Моховой ничем не отличается от галилейской таверны…

И вот что ещё важно. Художник любит и тех, и этих. Здесь ключевое слово – любит. Художник любит нас всех, посмеивается весело, похлопывает по плечу, как, помните, Кутузов: «Сам грешен!». Великолепной живописью своей он говорит всё время – «Утро-то доброе!» Пускай злопыхатели поют: «Как отвратительно в России по утрам…» Утро всё равно – доброе.

На картине, которая дала название выставке, изображён человек, пьющий пиво январским утром. Вглядитесь внимательно, странное дело, но в его глазах можно увидеть всё – от похмельной злобы до печали, от острого, умного живого взгляда, приглашающего к разговору, до «Отойди! Куда прёшь!». Широк человек, кто что в нём увидит. Можно не заметить и якорь, выколотый на руке. Это вам не тату, это татуировка, примета быта не великосветского. Но якорь – символ надежды и спасения. Кто что увидит…

Андрей Семёнов, художник из Санкт-Петербурга, открывает выставку в день своего пятидесятилетия, 4 января. Хотели утром, но кто ж утром по выставкам ходит. Поэтому в 18-00, в Малом зале Городского выставочного центра (Б. Московская, 37/9, центр «Диалог»). Работать будет до 19 января, с 11.00 до 19.00, кроме понедельника. Если что не понятно, звоните: 8902 283 24 19, 946 079.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.