От «туристов» до оккупации, от эвакуации до освобождения

20.01.2011

От «туристов» до оккупации, от эвакуации до освобождения20 января 1944 года Новгород был освобожден от гитлеровских захватчиков. Вот уже 67 лет этот день занимает особое место в истории нашего города. Но день избавления от иноземных захватчиков – не только дата радости и скорби, это еще и время для воспоминаний.

По планам нацистских геополитиков Северо-Запад России должен был войти в состав рейха. Гитлеровская пропаганда уделяла большое внимание событиям в этом районе. Еще до начала войны, в 1940 году, в наш город зачастили «туристы» из Германии. По заданию нацистского руководства и спецслужб они пытались провести своего рода инвентаризацию имеющихся памятников архитектуры. Особое внимание уделялось артефактам немецкого присутствия на востоке: Магдебургским вратам Софийского собора, Грановитой палате. Во многом это было связано с тем, что об особой роли Новгорода как города ганзейского, т.е. практически немецкого, писал еще в начале 30-х годов Альфред Розенберг в своей работе «Миф XX века». А эта книга занимала второе место в иерархии национал-социалистической литературы, сразу после «Mein Kampf» Адольфа Гитлера.

Уже в разгар войны, весной 1943 г., газета национал-социалистической партии «Фелькишер Беобахтер» сообщала, что в Германии вышло свыше 16 книг, посвященных «освоению Новгорода и его района».

Никто из советского руководства не ожидал, что враг сможет продвинуться так далеко. Быстрое наступление гитлеровских войск к Луге, Кингисеппу, Новгороду и Старой Руссе привело к тому, что большая часть населения не смогла эвакуиро-ваться, на оккупированной территории почти всюду остались колхозный скот, тягловая сила, инвентарь, собранный урожай. Более того, серьезная работа по эвакуации жителей и материальных ценностей практически не велась. Мысли о том, что Новгород может быть захвачен немцами, рассматривались как вредительские. В воспоминаниях А.Орлова «Новгород. Война!» последние часы перед оставлением города частями Красной Армии описываются так: «…Брать ничего особенного не давали, говорили, что если и увезут, то месяца на три… Прибегает комендант станции:

– Вы чего панику наводите? Какая эвакуация?!

– Никакой паники я не навожу, возьмите трубку и спросите сами!

Он позвонил, послушал, трубку бросил и умчался куда-то…»

Однако большинство новгородцев были готовы дать отпор захватчикам. 8 июля бюро городского и районного комитета партии приняло решение о формировании истребительного батальона из жителей Новгорода. Это было сделано согласно приказу Сталина от 3 июля 1941 г. о создании и организации народного ополчения, истребительных батальонов и партизанских отрядов для борьбы в тылу противника. 11 июля прошло первое занятие бойцов. Мало кто из них мог владеть оружием. Обучение же проходило по максимально ускоренной программе.

Уже в августе 1941 г. город подвергся ожесточенной бомбардировке люфтваффе. Жители пытались спастись от фашистских бомб в подвалах домов или в пригородах – Колмово и Панковке. Последние практически не пострадали, чего нельзя сказать о центре. Получил повреждения и Софийский собор.

Новгород был занят нацистами с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года и практически полностью разрушен. В конце 1941 года все русское население города выселили за его пределы.

В сложнейшей обстановке, характеризуемой большой концентрацией вражеских войск, развернули боевую деятельность партизаны Солецкого, Уторгошского и Новгородского районов. Они наносили удары по танковым и механизированным подразделениям врага, по автоколоннам, подвозившим боеприпасы и горючее.

Борьба с партизанами отнимала у оккупантов много сил и средств. Только в тылу 18-й армии для охраны железных, шоссейных и грунтовых дорог, а также для подавления партизанского движения осенью и зимой 1941/42 года было привлечено не менее 40 тысяч солдат и офицеров вермахта, которых гитлеровцы могли бы использовать на фронте. И, несмотря на это, в немецких отчетах признавалось, что «борьба с партизанами чрезвычайно тяжела и подчас малоуспешна».

В оккупированном Новгороде немецкое командование уделяло внимание культурным ценностям. Они воспринимались в качестве боевого трофея. При этом особый интерес проявляли оккупанты и к тем ценностям новгородских музеев, которые удалось спасти. Не зная, что знаменитые Магдебургские врата вывезли в советский тыл, абвер образовал специальную группу Зинина. Одной из основных задач, поставленных перед ней, был поиск этого выдающегося средневекового произведения искусства.

В 1941 году нацисты начали войну против СССР под пропагандистским лозунгом «Гитлер – освободитель». Вот и в Новгороде оккупанты пытались представить себя «спасителями древнего ганзейского города». Здесь хочется вспомнить историю возвращения креста Софийского собора из Испании в 2004 г., похищенного солдатами «Голубой дивизии» в 1942-м. Фашисты также заявляли, что являются «спасителями христианских ценностей от варварства большевиков». Но все, что делалось гитлеровцами в первые месяцы оккупации: реставрация Софийского собора, опись имущества музея, – можно расценить лишь как рачительное отношение к трофеям.

К 1943 году ситуация кардинально поменялась. Однако в коллаборационистской газете «Северное Слово», издававшейся в Ревеле (Таллин), от 5 октября 1943 года был помещен большой материал Василия Пономарева о Новгороде до и во время немецкой оккупации. На снимках – новгородские святыни: Софийский собор, Ярославово дворище, Юрьев монастырь. В статье же говорилось, что при советской власти все эти исторические ценности были разорены и только немец-кое командование тратит большие средства для восстановления ценнейших памятников русской древности.

Подобные заявления активно использовались партизанами для разоблачения немецкой лжи, так как большинство населения Новгородского района знало, что к этому времени купол Святой Софии был немцами уже ободран, а большинство церквей использовались как долговременные огневые точки вермахта.

Два года борьбы в тылу противника, в экстремальных условиях, не прошли бесследно. Партизаны изучили методы и тактику врага, научились разгадывать его замыслы. Осенью 1943 г., в условиях, когда партизанам и подпольщикам удалось развернуть всенародное сопротивление в оккупированных районах Ленинградской области накануне крупномасштабного наступления Красной Армии, оккупанты предприняли попытку насильственно переселить все население Новгорода и Новгородского района за линию обороны немцев «Пантера» – на территорию Прибалтики и в Германию.

Все эти действия сопровождались разграблением и уничтожением имущества и домов мирных жителей. Многие крестьяне, не желая покидать родные места, уходили в лес – в лесные лагеря или к партизанам. Как писал позднее комиссар 5-й партизанской бригады, Герой Советского Союза И.И. Сергунин: «Для нас в это время одной из проблем стала нехватка оружия для тысяч добровольцев, влившихся в наши ряды».

Так, отряд Героя Советского Союза Григорьева, входивший в 11-ю Волховскую бригаду, действовавший в Новгородском и Батецком районах, из 50 человек вырос до 600 за счет мирного населения этих районов.

До освобождения Новгорода оставалось еще три месяца…

К активным боевым действиям зимой 1944 г. готовились не только партизаны и красноармейцы, но и гитлеровцы. Наиболее известным сочинением среди немецких солдат была брошюра обер-лейтенанта вермахта Гюнтера Хейбинга «Коричнево-зеленый фронт на Волхове», написанная по приказу командования 18 армии осенью 1943 г.: «Тысячелетний Новгород в немецких руках. На улицах расположены позиции, в полуразрушенных башнях гнездятся опорные и наблюдательные пункты немецкой артиллерии, под древними сводами разместилась наша пехота. Воины северной крови обороняют Новгородскую твердыню». Немецких солдат средства пропаганды пытались воспитывать в духе гордости за свои дела: «…Зимой и весной 1942 года отчеканилось понятие «боец за Волхов». Оно стало почетным званием… Германское предмостное укрепление Грузино-Ключ господствует над всем Волховским районом. Командир, награжденный рыцарским крестом, называет предмостное укрепление своей «родовой усадьбой». У входа на его командный пункт красуются два льва. Это львы Грузино. Они некогда стояли у входа во дворец. Их имя перешло на солдат, которых тоже называют львами… Гренадеры, вынужденные жить в волховских джунглях, шутя зовут друг друга «бобрами»… Среди солдатских вещей вы можете увидеть волховскую трость – темную обожженную палку, на которой вырезаны звери волховских лесов, инициалы Волхова и Ленинграда и знак свастики…»

Нацистская оккупация один из самых страшных периодов в истории Новгорода. Многие исторические памятники уже никогда не удастся возродить. С первого дня хозяйничанья немцев в городе советская разведка собирала данные о поло-жении в нем. Многие из них вошли в «Материалы о немецких разрушениях и зверствах, деятельности разведывательных и контрразведывательных органов противника в районах Ленинградской области, подвергавшихся оккупации». Вот некоторые выдержки из этого документа: «Новгородский район оккупирован немецко-фашистскими войсками 14 августа 1941 года, освобождён в январе-феврале 44 года. Ценнейшие коллекции Новгородского музея по археологии и истории искусства Новгорода, о хозяйстве края были похищены и уничтожены немцами…

Софийский собор. В результате обстрелов и оккупации Новгорода фашистами здание собора было разрушено, его внутреннее убранство разграблено, на главах собора сняты все кресты, со средней главы содраны золочёные листы кровли, уничтожена значительная часть других глав и самого здания, уничтожена часть росписи 1104 года в барабане главы, а в трёх изображения сильно повреждены…

Ветеринар немецкой авиаполевой дивизии доктор Штирофгубер на допросе 21. 3. 1944 года показал: «В марте 1943 года я видел, что позолоченный купол на Софийском соборе в Кремле был частично разобран, однако часть покрывавших купол позолоченных листов оставалась ещё на месте, но примерно к июню месяцу все позолоченные листы этого купола были уже сняты. Я слышал, эти листы были просто растащены. В ограблении Софийского собора принимал участие сам командир 1 немецкой авиаполевой дивизии генерал-майор Вильке».

От «туристов» до оккупации, от эвакуации до освобожденияПленный старшина 10-й роты 49 сапёрного полка штабс-фельдфебель Йоган Подер показал: «Проходя через Новгород в начале января 1944 года, я видел, что памятник 1000-летия России был разобран по частям. Каждая часть была занумерована. Кто снимал памятник, я не знаю, но слышал из разговоров солдат, что генерал-полковник Линдеман приказал разобрать памятник и перевезти его в Германию, мотивируя это тем, что этот памятник принадлежит Германии».

Гитлеровцам удалось вывезти ограду и фонари монумента. Сам же он в разобранном виде остался в Новгородском кремле.

Против наступления Красной Армии вермахт оказался бессильным. В оперативной сводке Совинформбюро за 20 января 1944 было сообщено, что «войска ВОЛХОВСКОГО фронта в результате умелого обходного манёвра 20 января штурмом овладели городом НОВГОРОД. Продолжая развивать наступление, войска фронта овладели населёнными пунктами ДОЛГОВО, СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА, БОЛЬШОЕ ЛЯПИНО, ГОРЫНЕВО, железнодорожной станцией НАЩИ и вели успешные бои по ликвидации окружённых частей противника в лесах западнее НОВГОРОДА.

В ходе наступления войска Волховского фронта захватили трофеи: орудий разных калибров – 182, в том числе 16 самоходных, миномётов – 120, в том числе 16 шестиствольных, пулемётов – 635, автомашин – 263, тягачей – 21, складов с военным имуществом – 28. Уничтожено: орудий разных калибров – 178 и, кроме того, самоходных орудий – 20, танков – 16, миномётов – 110, пулеметов – 365, автомашин – 350.

Захвачено в плен более 3000 немецких солдат и офицеров.

Противник оставил на поле боя до 15000 трупов солдат и офицеров».

Нацистская оккупация закончилась. Великий Новгород вновь стал русским городом.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.