Дзот, оставшийся с войны

20.01.2011

Из украинского города Ровно в редакцию пришло письмо от участника освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков Д.П.Сократова. Дмитрий Прокопьевич воевал в составе 552-го стрелкового полка, входившего в 191-ю Краснознаменную стрелковую дивизию 59 армии.

Вот как он описывает январские события тех лет:

«В ходе наступательной операции были освобождены деревни Котовицы, Витка, Чечулино, 18 января 1944 года шли бои за Трубичино, Стипенку и Колмово. Таким образом, наша 191-я КСД очистила от противника весь левый берег реки Волхов, а также шоссейную и железную дорогу на участке Чечулино-Витка.

В районе оврагов, на самой окраине города, взвод под командованием ст. лейтенанта И.П.Кудряшова, в котором было и мое отделение, наткнулся на фашистскую огневую точку (я знаю, что эта огневая точка, вернее, дзот, находится сейчас в черте города). Под пулеметным огнем наш взвод рассыпался и залег. Я прикинул, что до дзота метров 150.

Справа от шоссе заметил ложбинку, поросшую кустарником, подумал, что пройти по ней нельзя, а проползти наверняка можно. Поделился соображениями со взводным.

– А кто пойдет? – спросил он.

– Разрешите моему отделению, товарищ старший лейтенант.

Он пару секунд подумал и сказал: «Давай, Сократов!»

Я скомандовал своему отделению: «По-пластунски за мной, вперед!». Метров через 300 мы, Гуркин, Абсалямов, Иванов, Новиков, Потапов, Худайберганов, Касимов и Кукашвили, выползли из сектора обстрела дзота. Теперь можно и короткими перебежками.

Вдруг я заметил ход сообщения, ведущий прямо к двери дзота, и мы вскочили в него. В это время дверь открылась, оттуда появились два фашиста. Нас они не заметили, чем и воспользовались мои ребята, скосив обоих автоматными очередями. И быстрым рывком — к открытой двери, туда полетели гранаты. Пулемет фашистов замолчал. Отделение зашло в дзот: в нем лежало пять трупов фашистов, два трупа — снаружи. Огневая точка уничтожена. Все мое отделение было награждено.

Дзот, оставшийся с войныНа рассвете 20 января полки 191-й КСД ворвались в Новгород, а в 12 часов наш полк входил в Новгородский кремль. Печальное зрелище предстало перед глазами: изрешеченные стены Софийского собора, разрушенный памятник «1000-летие России» с лежащими на снегу фигурами, как на поле брани… Наши воины клялись перед разрушенным памятником еще крепче бить фашистов до самого их логова.

В этот же день возле кремлевской стены хоронили погибших воинов. Из нашей 191-й Краснознаменной стрелковой дивизии здесь навсегда остались полковник Н.Ф.Петриков и подполковник С.Л.Кобзарь.

На новгородской земле погибли мои товарищи: Рыган, Дятлов, Гуркин и многие другие. Фамилии запамятовал.

Сейчас я переписываюсь с Музеем боевой славы школы №18, где находится много моих фотографий. Там работает замечательный руководитель музея Ирина Михайловна Бруцкая. Передайте коллективу мой большой привет и благодарность за то, что они хранят память о войне».

В новгородской школе №18 о Дмитрии Прокопьевиче Сократове могут рассказывать часами, восхищаясь силой духа «живой легенды». Впрочем, лучше один раз увидеть. В школьном музее собран обширный материал о воине-освободителе Новгорода. Приходите.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.