Цена на гречку, несмотря на все заверения, продолжает расти. Может ли регион, не производящий гречку, сбить цену на этот продукт в своих магазинах — в этом и других вопросах пыталась разобраться рабочая группа по мониторингу цен на социально значимые товары, созданная при администрации области.

За две недели нового года 13 продовольственных товаров из социально значимого перечня выросли в цене. Так, крупа гречневая ядрица подорожала на 9,37 рубля, масло сливочное – на 17,45 рубля. Эти данные мониторинга на заседании группы сообщила Марина Ильинская, заместитель председателя экономического комитета области, вкупе с рейтинговыми оценками регионов.

И хотя Новгородская область, если верить рейтингам, самая или одна из самых «дешевых» по продовольствию на всем Северо-Западе и даже в Центре России, эти оценки могут радовать только чиновников. Покупателям, крепче сжимающим кошелек при виде новых цен, от рейтингов легче не становится. «Люди ждут от нас конкретных мер», – напоминает Антон Морозов, депутат Новгородской областной Думы.

Заместитель главы Администрации области Александр Филиппов поддерживает депутата, направляя разговор в конструктивное русло: на прошлом заседании группы договорились о необходимости проанализировать цепочку «производитель-потребитель» по овощам и крупам, так где же «прирастает» цена?

– Прогнозировали, что рост цен на гречку прекратится, но этого не происходит. 80 рублей за килограмм – выше здравого смысла! – сердится Филиппов и даже вспоминает определение классика марксизма об общественно-необходимых затратах. – Нет таких затрат, чтобы по дороге от производителя до потребителя накрутить еще три цены!

Гречка — вторая после риса по популярности крупа среди российских едоков. В общем объеме потребления круп в стране доля гречки составляет 20%. Для того, чтобы гречневой каши хватило на всех, в год российский агромпром должен производить около 940 тысяч тонн гречихи (с учетом посевного зерна и переходящих остатков). А собрано в 2010 году, по предварительным данным, около 400 тысяч тонн. Так что дефицит налицо.

Начальник территориального управления ФАС России Ольга Виниченко, приводя эти цифры со ссылкой на подготовленный для правительства доклад ФАС, информирует о мерах, принимаемых службой, которую она представляет. Как свидетельствуют результаты рассмотрения рынка антимонопольщиками, в солидном «припеке» к цене гречки вина средних звеньев цепочки – поставщиков, торговых сетей – все-таки в ряде случаев присутствует.

Так, на днях Санкт-Петербургское УФАС, сообщила пресс-служба управления, привлекло к административной ответственности ООО «Лента» за нарушение антимонопольного законодательства. Нарушение выразилось в согласованных действиях, которые привели к установлению и поддержанию цен, наценок на гречневую крупу в магазинах торговой сети. За совершенное административное правонарушение ООО «Лента» должно заплатить штраф в размере 5% выручки от реализации товара (гречневой крупы). Сумма штрафа, по сообщению пресс-службы УФАС, составила 1 млн. 747 тыс. рублей.

Добавим, одновременно этому же ритейлеру выписан еще один штраф в размере 2 млн. 743 тыс. рублей — за подобное нарушение, касающееся согласованных цен на пшеничную муку.

По словам Ольги Виниченко, есть претензии у ее коллег по поводу согласованных цен и к другим торговым сетям, также присутствующим в нашем городе, – ЗАО «Агроторг» (магазины «Пятерочка»), «Интерторг» (магазины
«7-я»), ЗАО «Дикси-Петербург».

Сейчас Антимонопольная служба Санкт-Петербурга рассматривает еще одно «гречневое» дело, теперь уже в отношении одного из крупнейших российских производителей крупы — компании «Ангстрем». Санкт-Петербургское УФАС заподозрило компанию в манипуляции розничными ценами на гречку.

Подобные дела идут долго и трудно. Немногие хозяйствующие субъекты соглашаются с решением антимонопольного органа, чаще всего обжалуют вынесенное решение, а значит, его выполнение приостанавливается.

Депутат Валерий Гайдым предлагает коллегам по рабочей группе не «щипать душу» темой гречки, где мала возможность влияния на цену, а обратиться к рынку тех продовольственных товаров, которые область производит сама — овощи, картофель, мясо птицы. Как здесь защитить интересы потребителя?

Руководитель рабочей группы Александр Филиппов не склонен отступать и поручает комитету по сельскому хозяйству и продовольствию и экономическому комитету еще раз внимательно изучить рынки круп и овощей, рассмотреть все возможные предложения – с тем, чтобы расширить перечень поставщиков продовольствия на новгородский рынок. «Других вариантов развития конкуренции нет». Но к ценам первой половины прошлого года, по его мнению, цена на гречку может вернуться только после сбора урожая нынешнего года («по законам рынка крестьяне должны в этом году посеять раза в полтора больше гречихи»), да и то если он будет хорошим.

На продовольственном рынке области, как отметила Ольга Виниченко, монополистов на данный момент нет. Одно время доминирующую позицию по хлебу ржаному из обдирной муки занимало ОАО «Новгородхлеб», но сейчас доля присутствия предприятия на региональном рынке снижается, нишу активно осваивают другие хлебопеки.

В заключение — все-таки о рейтингах. Великий Новгород в рейтинге муниципальных образований по средним ценам на социально значимые товары занимает на середину января одну из трех высших позиций. Почему в областном центре, где конкуренция выше, чем в любом из районов области, и цены высоки — в этом члены группы намерены разобраться к следующему заседанию.