Смелые второгодники. Без всяких гарантий
В прошлом году Новгородская область в числе 21 региона РФ, победившего в конкурсе, отстояла право участвовать в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО). Благодаря победе удалось получить 63 млн. руб. из федерального и областного бюджетов. Великому Новгороду из бюджета области было выделено 7,8 млн. руб. – конкретно на доплату учителям.
На укрепление материально-технической базы школ из федерального бюджета поступило
еще 17,9 млн. руб. Заметим, что на ремонты всех образовательных учреждений в прошлом году городской бюджет предусмотрел всего 8 млн. руб. Чтобы остаться в проекте, а значит, получать дополнительные средства на зарплату учителям, укрепление материально-технической базы школ, Новгородская область и наш город, в частности, приняли на себя ряд серьезных обязательств. Все они выполнены, и в КПМО мы теперь второгодники.
«Опасные» идеи
Отметим, что задолго до начала реализации КПМО в Новгородской области применялись новые формы и методы стимулирования учительского труда, а норматив подушевого финансирования во всех образовательных учреждениях области введен еще в 2000 году.
Оценивая то, как новгородцы отработали в проекте первый год, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский подчеркнул, что хороших результатов удалось достичь во многом благодаря творческой инициативе председателя областного комитета образования, науки и молодежной политики Владимира Аверкина, который не боится выдвигать «опасные» и вместе с тем прогрессивные идеи, чтобы добиться лучшего качества образования. Одна из них состоит в определении рейтинга образовательных учреждений, по результатам которого и будет производиться дополнительное финансирование. Школам придется соревноваться друг с другом, повышать свой авторитет.
Вторая «опасная» идея проекта – дифференцированная оплата труда учителей. Теперь заработок школьного педагога напрямую зависит от того, насколько он квалифицирован, инициативен, креативен. Его зарплата состоит из базовой части (тарифная ставка) и стимулирующих выплат. Сумма этих выплат различна. И, согласитесь, справедливо, когда творческий, думающий, активный учитель получает больше, чем его коллега, работающий строго в «коридоре» служебных инструкций или вообще с ленцой. Кстати говоря, стимулирующие выплаты уже в этом году позволили увеличить зарплату учителям. Сегодня средний заработок школьного педагога по Новгородской области составляет 9652 руб., а в некоторых школах, как сказали в комитете образования, учителя зарабатывают и гораздо больше. Понятно, дифференцированная оплата труда вызывает недовольство у тех, кто получает меньше. Особенно сетуют на несовершенство финансовой политики учителя сельских школ. Для них принцип «есть ученик – есть деньги» не выгоден.
На экваторе
Комплексный проект модернизации образования, рассчитанный на три года, наполовину уже выполнен. Но задачи, которые еще предстоит решать, весьма непросты, – замечает председатель комитета по образованию Администрации Новгородской области Владимир Аверкин. – В ближайшее время предстоит ввести новую систему оплаты труда за результат для всех педагогических работников, а не только для тех, кто работает в выпускных классах.
КПМО предусматривает для родителей возможность выбирать для своего ребенка то учреждение образования, которое, на их взгляд, обеспечит хорошими, крепкими знаниями. Кроме того, планируется создавать советы школы и привлекать родителей к управлению образованием, в частности, к распределению стимулирующих выплат учителям. Руководитель КПМО Александр Адамский убежден, что в следующем году более 10% учителей, участвующих в проекте, будут зарабатывать до 24 – 27 тыс. руб. Задача смелая.
А что потом?
Если вместе с окончанием проекта закончатся и финансовые поступления из бюджетов всех уровней?
– Честно скажу, есть такие опасения, – признается Адамский. – Все, что зависит от нашего ведомства, мы делаем. Вводим прозрачные механизмы стимулирования за все виды деятельности (научную, творческую, классное руководство и др.) и, значит, имеем аргументы для увеличения норматива и его удержания.
А дальше абсолютно все зависит от властей всех уровней. Не от деклараций, а от того, насколько они реально заинтересованы в развитии образования и сколько средств вносят в фонд оплаты труда педагогических работников.
Деньги деньгами, но есть у этого айсберга под названием КПМО и подводная часть. Где гарантия, что высокие зарплаты учителей обеспечат качественные знания ученикам? Понятно, что высокие зарплаты будут не у всех. Далеко не все учителя приветствуют дух соревновательства между школами и коллегами. Не совсем ясен механизм оценки результативности учительского труда. Будет ли он действительно объективен? Реструктуризация школ – укрупнение – тоже не всем родителям по душе.
Впрочем, внедрение всего нового, а в нашем случае это КПМО, связано с рисками. Но, как говорится, кто не рискует…