Смелые второгодники. Без всяких гарантий

05.06.2008

Смелые второгодники. Без всяких гарантийВ прошлом году Новгородская область в числе 21 региона РФ, победившего в конкурсе, отстояла право участвовать в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО). Благодаря победе удалось получить 63 млн. руб. из федерального и областного бюджетов. Великому Новгороду из бюджета области было выделено 7,8 млн. руб. – конкретно на доплату учителям.
На укрепление материально-технической базы школ из федерального бюджета поступило
еще 17,9 млн. руб. Заметим, что на ремонты всех образовательных учреждений в прошлом году городской бюджет предусмотрел всего 8 млн. руб. Чтобы остаться в проекте, а значит, получать дополнительные средства на зарплату учителям, укрепление материально-технической базы школ, Новгородская область и наш город, в частности, приняли на себя ряд серьезных обязательств. Все они выполнены, и в КПМО мы теперь второгодники.

«Опасные» идеи

Отметим, что задолго до начала реализации КПМО в Новгородской области применялись новые формы и методы стимулирования учительского труда, а норматив подушевого финансирования во всех образовательных учреждениях области введен еще в 2000 году.

Оценивая то, как новгородцы отработали в проекте первый год, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский подчеркнул, что хороших результатов удалось достичь во многом благодаря творческой инициативе председателя областного комитета образования, науки и молодежной политики Владимира Аверкина, который не боится выдвигать «опасные» и вместе с тем прогрессивные идеи, чтобы добиться лучшего качества образования. Одна из них состоит в определении рейтинга образовательных учреждений, по результатам которого и будет производиться дополнительное финансирование. Школам придется соревноваться друг с другом, повышать свой авторитет.

Вторая «опасная» идея проекта – дифференцированная оплата труда учителей. Теперь заработок школьного педагога напрямую зависит от того, насколько он квалифицирован, инициативен, креативен. Его зарплата состоит из базовой части (тарифная ставка) и стимулирующих выплат. Сумма этих выплат различна. И, согласитесь, справедливо, когда творческий, думающий, активный учитель получает больше, чем его коллега, работающий строго в «коридоре» служебных инструкций или вообще с ленцой. Кстати говоря, стимулирующие выплаты уже в этом году позволили увеличить зарплату учителям. Сегодня средний заработок школьного педагога по Новгородской области составляет 9652 руб., а в некоторых школах, как сказали в комитете образования, учителя зарабатывают и гораздо больше. Понятно, дифференцированная оплата труда вызывает недовольство у тех, кто получает меньше. Особенно сетуют на несовершенство финансовой политики учителя сельских школ. Для них принцип «есть ученик – есть деньги» не выгоден.

 

На экваторе

Комплексный проект модернизации образования, рассчитанный на три года, наполовину уже выполнен. Но задачи, которые еще предстоит решать, весьма непросты, – замечает председатель комитета по образованию Администрации Новгородской области Владимир Аверкин. – В ближайшее время предстоит ввести новую систему оплаты труда за результат для всех педагогических работников, а не только для тех, кто работает в выпускных классах.

КПМО предусматривает для родителей возможность выбирать для своего ребенка то учреждение образования, которое, на их взгляд, обеспечит хорошими, крепкими знаниями. Кроме того, планируется создавать советы школы и привлекать родителей к управлению образованием, в частности, к распределению стимулирующих выплат учителям. Руководитель КПМО Александр Адамский убежден, что в следующем году более 10% учителей, участвующих в проекте, будут зарабатывать до 24 – 27 тыс. руб. Задача смелая.

 

А что потом?

Если вместе с окончанием проекта закончатся и финансовые поступления из бюджетов всех уровней?

– Честно скажу, есть такие опасения, – признается Адамский. – Все, что зависит от нашего ведомства, мы делаем. Вводим прозрачные механизмы стимулирования за все виды деятельности (научную, творческую, классное руководство и др.) и, значит, имеем аргументы для увеличения норматива и его удержания.

А дальше абсолютно все зависит от властей всех уровней. Не от деклараций, а от того, насколько они реально заинтересованы в развитии образования и сколько средств вносят в фонд оплаты труда педагогических работников.

Деньги деньгами, но есть у этого айсберга под названием КПМО и подводная часть. Где гарантия, что высокие зарплаты учителей обеспечат качественные знания ученикам? Понятно, что высокие зарплаты будут не у всех. Далеко не все учителя приветствуют дух соревновательства между школами и коллегами. Не совсем ясен механизм оценки результативности учительского труда. Будет ли он действительно объективен? Реструктуризация школ – укрупнение – тоже не всем родителям по душе.

Впрочем, внедрение всего нового, а в нашем случае это КПМО, связано с рисками. Но, как говорится, кто не рискует…

 

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.