Испить до последней… крошки
Как съедобные стаканчики из Великого Новгорода прославились в России и за рубежом
«Устроить кофе-брейк без вреда для окружающей среды?» Почему нет, если одноразовая тара полностью биоразлагаемая. «А что, если такой посудой можно еще и подкрепиться?..» – примерно такие тезисы пару лет назад легли в основу уникального бизнес-проекта из Великого Новгорода.
Идея съедобной посуды пришла старшему сыну Екатерины Воронковой (сегодня руководителю компании Drink & Eat) в 2019 году, когда он учился в девятом классе.
– Это был его школьный проект. Идею он подсмотрел в «Инстаграме»: в зарубежных кофейнях так подают горячие напитки, и попросил меня помочь с реализацией, ведь для защиты необходим был конечный продукт. Его увлеченность передалась и мне: я заинтересовалась съедобными стаканчиками и вафельными рожками. Мы нашли рецепт термостабильной глазури, немного усовершенствовали его, и в домашних условиях сделали такой стаканчик. Презентация в школе прошла успешно. Вскоре мы даже отправились на конкурс на соискание бизнес-премии в Москве, – рассказывает Екатерина.
В том же году был арендован цех в Лешино, и процесс пошел. А с ним – первые продажи. Далее – сотрудничество с Новгородским центром поддержки экспорта и первые поставки – в Саудовскую Аравию, Сингапур, Германию.
В марте 2020 года на международной выставке в Москве был подписан договор с Молдовой. Но вскоре грянул ковид, и все контракты были приостановлены. Сотрудничество с российскими кофейнями тоже прекратилось, поскольку они первыми пали жертвами локдауна.
– Но мы не поникли, воспользовались ситуацией и решили поработать над недостатками. Прежде мы покупали заготовки и покрывали их глазурью, которая, однако, таяла и в итоге влияла на вкус. Дети от этого были в восторге, а вот кофейные гурманы – нет. Ко всему, готовые стаканчики были маленькими – всего по 90 мл. Другие нюансы – хрупкость самой тары, – говорит владелица бизнеса.
Начали колдовать с рецептурой. Пробовали, что вкуснее и прочнее. Вскоре поняли, что отруби – самый подходящий ингредиент, который будет держать горячие напитки.
Но возникла другая проблема – оборудование. Помог супруг с техническим образованием: вскоре дома на кухне появился первый экспериментальный аппарат на одну пресс-форму. Но с этим детищем иной раз не обходилось без брака.
– Я связалась почти с сотней разных производителей, но никто не брался за изготовление машины для выпекания стакана объемом до 250 мл. Мы подали заявку на грант в Фонд содействия инновациям. И в этом году выиграли, – делится Екатерина Воронкова.
Был заключен договор с инжиниринговым центром при НовГУ. К концу года разработчики обещают предоставить первый вариант на восемь пресс-форм, которые, к слову, можно будет наращивать, а также заменять другими.
Достоинства выпекаемой посуды неоспоримы. Она безвредна для экологии, в отличие от той же бумажной, которая изнутри покрыта специальной пленкой вроде микропластика. В плане рецептуры съедобный стаканчик из отрубей полезен для пищеварения и сулит безгрешное удовольствие тем, кто беспокоится за фигуру. А так как в состав не входят продукты животного происхождения, стаканчик оценят и вегетарианцы. Еще один бонус: после употребления напитка можно покормить птиц или других обитателей городской фауны.
В этом году семейный бизнес Екатерины получил субсидию из городского бюджета. В планах – увеличение производительности. Сегодня усилиями команды, трудящейся в небольшом цеху на Большой Санкт-Петербургской улице, за смену выпекаются пока только 400 съедобных стаканчиков. В пору думать о комплектации и сборке еще одного сектора установки, признается Екатерина. А после – расширять географию продаж.
Но самое примечательное: уже есть запрос на увеличение вкусовой линейки и форм тары – клиенты делятся, что охотно перекусили бы сырной или даже чесночной посудой после горячего супа. Так что новгородские стаканчики в скором времени, вероятно, претерпят метаморфозы на радость гурманам.
– Несмотря на трудности, кризис и опасения, граждане стремятся уйти от наемного труда и открыть собственное дело, – отмечает начальник отдела инвестиционной, промышленной политики и предпринимательства комитета экономразвития и инвестиций Великого Новгорода Нина Литевко. – Более того, новые условия подвигли многих на освоение новых ниш – появляется много уникальных проектов от производства «растущих» стульев до сказкотерапии и съедобных стаканчиков. Используя различные новые инструменты, технологии и знания, начинающий предприниматель способен создать прибыльный бизнес, отвечающий спросу современного общества.
Ксения ПУГАЧ
Людмила СТЕПИКО /фото/