Как корабль назовём?

03.02.2011
Полемику вокруг переименования проспекта Карла Маркса комментирует новгородский писатель и историк Виктор Смирнов

Попробуем проанализировать всю гамму мнений, исключим только ерничанье и грубые выпады.

История вопроса

Именами улиц новгородцы дорожили, не меняли их веками, а после вынужденного переселения в другие города увозили вместе со скарбом. Например, знаменитая Лубянка в Москве – отголосок нашей Лубяницы. Даже во время радикальной перепланировки города при Екатерине II почти все старые улицы сохранили исторические названия.

Топонимическая пандемия началась в 1919 году. Новая власть начала переименовывать решительно все. В Новгороде новые имена получили сразу 27 улиц и слобод. На карте появились имена Розы Люксембург, Лассаля, Бебеля, Либкнехта, Володарского, Нахимсона, Урицкого…

В 1946 году прокатился второй вал переименований. Имена революционных деятелей заменили более нейтральные названия: Садовая, Солецкая, Боровичская…

Третий этап пришелся на 1964-65 годы и был, главным образом, связан с увековечиванием имен героев Великой Отечественной. К тому времени из 43 старых названий уцелели всего пять.

21 апреля 1964 года «по многочисленным просьбам трудящихся» Вокзальная улица была переименована в проспект Карла Маркса. Имя Маркса получила и прилегающая к ней Кольцевая площадь.

А потом наступил конец советской эпохи. 12 сентября 1991 года сессия городского Совета народных депутатов приняла постановление о возвращении исторических названий 30 улицам города. Историк В.Ф. Андреев писал, что старинные названия улиц – это исторические памятники и их восстановление есть не что иное, как реставрация.

Прошло почти 20 лет. И появилась ностальгия по советскому времени, что отразилось и на отношении к названиям улиц. «Кому нужны улицы Розважа, Людогоща, Газон, Чудинцева? Вы народ спросили?» – гневаются в коллективном письме новгородки Новикова, Андреева, Смирнова. Вряд ли вправе они говорить от имени народа, тем паче, что так думают далеко не все.

«Давно мне греют слух названия улиц Розважи, Людогощей, Газона, Чудинцевой, Софийской и Сенной площадей, – пишет М.О.Шарапов. – Эти названия хранят память об истории, обеспечивают преемственность эпох, придают городу самобытный и неповторимый образ».

Действительно, старые названия могут рассказать много интересного. Бояна напомнит о сказителе Бояне из «Слова о полку Игореве», Добрыня – о былинном богатыре с васнецовской картины, Лубяница – о лубяных коробах, Славная – об ильменских словенах, Чудинцева – о племени чудь, Волосова – о капище языческого бога Волоса…

 

Призрак Маркса

«Верните нам Карла Маркса!» – взывают в нескольких письмах пожилые люди. На самом деле они хотят сказать: верните нам нашу советскую молодость, когда мы были вместе, были одинаково бедными, но зато равными. Их можно понять, хотя в глубине души знаешь: прошлого не вернешь, да и мало кто хочет его возврата для своих детей и внуков.

Самый распространенный довод противников переименования: «Карл Маркс – наша история!» «С каких это пор? – возражает археолог Д. Пежемский. – Политическая система, созданная на основе его учения, – да. Идеологическое засилье, основанное на его безоглядном цитировании, – да, но не сам Маркс. Люди, ссылающиеся на это, плохо знают историю».

Яростные споры идут вокруг отношения Маркса к России, к славянам. «Насколько нужно ненавидеть себя, чтобы так ненавидеть Карла Маркса! – пишет новгородка Анастасия. – Все, кто пытается его очернить, никогда не видели ни одной его работы – просто лень, да и так проще – придумать, что он русофоб».

А.В.Петров ей отвечает цитатой. «Всеобщая война, которая разразится, раздробит славянский союз и уничтожит эти мелкие тупоголовые национальности вплоть до их имени включительно, – писал Маркс. – Да, ближайшая всемирная война сотрет с земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы и это тоже будет прогрессом… Мы знаем теперь, где сосредоточены враги революции: в России и в славянских землях Австрии. Мы знаем, что нам делать: истребительная война и безудержный террор».

«Давайте взглянем на историю XX века, – продолжает Петров. – Сколько наших соотечественников погибло в Гражданскую войну? Сколько было уничтожено в лагерях? А бомбардировки Югославии? Все идет по Марксу: славяне уничтожаются».

Непримиримость споров о Марксе – это аргумент в пользу отказа от политической топонимики. Он звучит во многих письмах: «выберите такое название, которое не разделяло бы нас по лагерям».

 

А была ли слава?

Археолог Денис Пежемский пишет: «С 28 октября 2008 года Великий Новгород – Город воинской славы. Памятный знак, свидетельствующий об этом, расположен в начале проспекта Карла Маркса. Такое несоответствие не может не обращать внимания. Название улицы, которая фактически от него начинается, перестало соответствовать как историческим, так и современным реалиям».

Но скептики ставят под сомнение правомерность присвоения Великому Новгороду звания «Город воинской славы». «Не хочу обидеть защитников Новгорода, но немцы были в городе всю войну», – пишет один из них.

Читаем Указ Президента: «Звание «Город воинской славы» присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм».

За многовековую историю новгородцы не раз проявляли и мужество, и стойкость, и массовый героизм. Город не зря называли «северным стражем Руси», еще во времена Александра Невского он фактически остановил западную экспансию. В годы Великой Отечественной, действительно, был оккупирован, как, кстати, и многие города-герои. Но фронт остановился сразу за городской чертой и дальше уже не двинулся. А сколько полегло наших солдат в попытках отбить Новгород?

Новгородско-Лужская операция января 1944 года стала первым из 10-ти знаменитых «сталинских ударов», положивших начало решающему разгрому фашистской Германии. Ровно через неделю после освобождения Новгорода была полностью снята блокада Ленинграда. Наш город дорого заплатил за свое освобождение. Он был стерт с лица земли, вместе с памятниками мирового значения. А теперь повторим вопрос: заслужил ли Новгород звание «Город воинской славы»? Ответ, по-моему, очевиден.

 

Варианты

После эмоциональных всплесков первых месяцев в обсуждении наметился перелом. Размышляя о новом названии, горожане стали предлагать варианты.

«Куда ни брось взгляд – то героизация кого-то, то идеологизация. Неужели нельзя назвать улицы красиво, поэтично: проспект Влюбленных, Весенняя улица, площадь Утренних зорь», – пишет Анатолий Шмутов. В.В.Ефимовой тоже по душе романтичный вариант: Проспект свиданий.

Протестуя против «советско-политических выдумок», целый букет названий прислала новгородка Татьяна Петровна: «Грамотка, Буквица, Людогоща, Розважа – слова, как бусы на одной нитке!»

Новгородец Бородуля предложил название проспект Славы без добавления Воинской. Валерий Петрович Марков считает, что «если уже переименовывать проспект, то лучше в бульвар (по Ожегову: «широкая аллея посреди городской улицы»). Привокзальный бульвар, например». Художник Виктория Сахарова тоже указывает, что «такой тип называется бульвар, а не проспект». Того же мнения и Тамара Николаевна Алексеева.

Дочь партизана Антонина Васильевна Ольховик предлагает назвать проспект именем Воинов-новгородцев. Нина Ивановна Пушкарева, чудом выжившая после немецкого концлагеря, предложила название Проспект Непокоренных. Евгению Ивановичу Прокофьеву нравится название проспект Ветеранов…

Журналист Александр Орлов предлагает назвать проспект Гвардейским. «По Гвардейскому проспекту можно шагать хоть под красными, хоть под бело-сине-красными флагами». Его коллега Александр Власов ратует за название Ратный или Ратоборный.

Есть сторонники и у Воскресенского и Вокзального проспекта. Поклонники таланта писателя Дмитрия Балашова предлагают назвать проспект его именем.

А вот письмо Е.И. Лесниченко: «Единственно верное название – бульвар Победы! По своему облику проспект Карла Маркса – типичный городской бульвар. Бульвар Победы – звучит красиво, величественно и патриотично. Новое название позволит убрать с Софийской площади второе название – Победы, исправить ошибочное решение о двойном названии площадей и улиц города».

Подобное предложение встречается и в других письмах. Ольга Запольская предлагает переименовать площадь Карла Маркса в площадь Победы, а проспект Карла Маркса – в бульвар Героев, установив мемориальные таблички с именами героев различных войн.

 

…Итак, топонимическая комиссия проголосовала за переименование проспекта. Теперь слово за депутатами городской Думы. Будем надеяться, что, понимая ответственность перед избирателями, они примут взвешенное решение.

И еще несколько слов в заключение. Некоторые авторы писем задаются вопросом: так ли уж важно, какое имя носит одна из улиц? У моряков есть поговорка: как корабль назовешь, так он и поплывет. Наш город – это наш корабль и мы все хотим для него счастливого плавания и верного курса.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.