Все — на велосипед!
Конец минувшего года ознаменовался двумя экологическими новостями. Новость хорошая – Новгородская область вошла в число 11 регионов России, где дышится легко. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в регионе и так был невысок, а за год выбросы в атмосферу от стационарных источников сократились на 22%. Новость другая – в поселке Подберезье начался новый виток дебатов вокруг предприятия «Флайдерер».
Начнем с хорошей. Регионы по «воздушному» ранжиру расставило Министерство природных ресурсов и экологии в ежегодном государственном докладе. Доклад по итогам 2009 года. Наблюдения велись в 250 городах России на 688 станциях.
В 40 субъектах РФ, отмечается в докладе, более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха. К регионам с грязным воздухом относятся Москва и Санкт-Петербург (100% населения), Астраханская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская области, Республика Хакасия, Хабаровский край, Чувашская Республика (75% городского населения и более).
Вместе с тем, в 11 субъектах Российской Федерации уровень высокого загрязнения не зарегистрирован. К ним относится Новгородская область, наши соседи по Северо-Западу – Архангельская, Ленинградская, Псковская области, а также Кировская, Костромская, Смоленская, Тамбовская и Ярославская области.
Анализируя ситуацию по регионам в отдельности, Минприроды констатирует снижение объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в Новгородской области на 22% по сравнению с предыдущим годом и отмечает несколько повышенный уровень загрязнения в областном центре: в Великом Новгороде средняя за год концентрация бенз(а)пирена составила 1,7 ПДК, фенола – 1,3 ПДК.
– Наш регион, действительно, в экологическом плане вполне благоприятен, – соглашается заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Новгородской области Юрий Петров. – Сравните: в соседней Вологодской области только череповецкая «Северсталь» выбрасывает за год в атмосферу примерно 300 тысяч тонн загрязняющих веществ, а все стационарные источники Новгородской области – 38,3 тысячи тонн.
Главный источник загрязнения воздуха Новгородской области – не промышленные предприятия, а транспорт. Выхлоп от все увеличивающегося количества машин – это 58,9% суммарных выбросов в атмосферу. А в выбросах транспорта тоже содержится формальдегид.
«Тоже» – потому, что претензии жителей поселка Подберезье, которые они в конце года вновь предъявили к ООО «Флайдерер», как раз – о влиянии выбрасываемого предприятием формальдегида на здоровье людей.
– Если бы этот формальдегид в воздухе можно было разделить: синий – с трассы, зеленый – наш, розовый – других предприятий, – говорит Сергей Сахаров, инженер по ОТ, ПБ и экологии ООО «Флайдерер». – Сложно отвечать за состояние атмосферного воздуха в поселке, где много других загрязнителей. Мы внимательно относимся к претензиям и предложениям жителей поселка Подберезье. В 2008 году, учтя высказанные ими пожелания по улучшению экологической обстановки, нарастили трубу предприятия до 42 метров. Два раза в год делаем замеры выбросов в атмосферу. Поводов для беспокойства у жителей поселка нет.
Последние пробы атмосферного воздуха в жилой застройке поселка Подберезье были взяты лабораторией Роспотребнадзора 3 декабря 2010 года. Как отмечено в заключении, в пробах наблюдались диоксид азота, взвешенные вещества, изо-проленбензол и формальдегид, но все показатели соответствуют требованиям санитарных норм и правил, показывает документы Сергей Сахаров.
– Я понимаю, что когда рядом с домом нет никаких предприятий, то воздух, наверно, чище. Но люди должны где-то работать, жизнь улучшать. Если ничего не строить – как делать жизнь лучше? – спрашивает Сахаров.
Возвращаясь к докладу Минприроды, скажем, что по объему выбросов ООО «Флайдерер» – лишь на четвертом месте. Впереди более крупные «Акрон», Боровичский комбинат огнеупоров и ТГК-2.
– Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снижаются, а выбросы от транспорта увеличиваются год от года, – возвращает нас к главной теме Юрий Петров. Он приводит цифры: с 2005 по 2009 год выбросы в атмосферу от стационарных источников снизились с 56,3 до 38,2 тыс. тонн, а выбросы от транспорта выросли – с 67,1 до 81,2 тыс. тонн.
Пересаживаемся на велосипед?