Родившийся с карандашом в руке

10.02.2011

Новый выставочный сезон Музей изобразительных искусств начал участием в большом художественном проекте «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию». В залах музея представлено более 90 произведений одного из самых загадочных и малоизвестных на родине художников.

Этот проект Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию культуры и искусства, поддержанный Министерством культуры РФ и Русским музеем, появился по инициативе владельцев наследия художника, состоящего из более чем 800 работ. Загадочность же художника в том, что, как рассказал президент фонда Юрий Мудров, еще семь лет назад Бенуа ди Стетто не был известен в России даже специалистам по русской художественной эмиграции, и основные этапы его биографии пришлось восстанавливать с чистого листа – из писем, газетных статей, воспоминаний родственников.

Александр Бенуа ди Стетто принадлежит знаменитой династии Бенуа. Он родился в 1896 году, в год празднования 100-летия рода Бенуа в России, представители которого внесли неоценимый вклад в архитектуру, изобразительное, музыкальное, театральное искусство. Среди них основатель общества «Мир искусства» Александр Бенуа, художники Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, архитектор Логин Шретер, композитор Александр Черепнин, английский актер и режиссер Питер Устинов и другие.

Родился герой нашего рассказа в семье швейцарского подданного, архитектора Зигфрида Леви и младшей дочери Александра Леонтьевича Бенуа Клары-Алисы. Как сказала Зинаида Серебрякова, приходившаяся Александру теткой, дети этого клана рождаются с карандашом в руке. Поэтому и его ждала прямая дорога в Школу поощрения художеств, а затем Академию художеств, где его учителями стали В. Матэ, И. Билибин, С. Маковский, Н. Рерих, Л. Бенуа. Однако реализовать блестящее образование на родине не удалось: с началом революции Александра высылают в Вологду на трудовые работы, так как художественные занятия не считались полезными делу революции. А в 1920 году большевики арестовывают всю семью Леонтия Бенуа, и молодой художник навсегда покинул Россию.

Он поселился в Швейцарии и вместо отцовской фамилии Леви взял материнскую Бенуа, прибавив к ней ди Стетто в честь местечка, в котором затем прожил долгие годы. Он прибыл из России с пустыми руками и был определен на работы… в коровник. Однако вскоре судьба улыбнулась: художнику удалось выиграть конкурс на исполнение портрета президента Швейцарии, и его карьера пошла в гору. Некоторое время он жил в Париже, «варился в котле» художественной жизни. Там же встретил будущую жену, датчанку, концертирующего музыканта Камиллу Зингер. Они прожили вместе всю жизнь, деля радости и испытания. В трудные годы войны Кама, чтобы поддержать семью, без колебаний продала скрипку Гварнери, принадлежавшую ее предкам. С этого момента ее музыкальная карьера закончилась, а на натюрмортах Александра стал часто появляться этот изящный инструмент… Свою же любовь и благодарность жене художник выразил в многочисленных портретах, лиричных и эмоциональных.

Два года Александр Бенуа ди Стетто работал в Германии по приглашению оперного театра, где получил гран-при Берлина за декорации к опере «Похищение из Сераля». Затем поселился в Швейцарии. Его многогранный талант проявился в архитектуре, декоративно-прикладном и ювелирном искусстве, обувной промышленности. Он даже занимался разработкой салонов автомобилей для коронованных особ.

Супруги Бенуа умерли бездетными, и, поскольку прямых наследников не нашлось, все работы художника приобрел российский антиквар Евгений Малышев. Сейчас коллекция принадлежит потомкам жительницы Петербурга Людмилы Чагиной, которая и выступила с инициативой показать работы россиянам, завещав перед смертью сыну, что, пока к наследию Александра Бенуа ди Стетто есть интерес, оно должно быть доступно людям.

В новгородском Музее изобразительных искусств, помимо портретов и пейзажей, можно увидеть удивительную анималистическую серию, виртуозно выполненную в сложнейшей технике – сангиной. Здесь же представлены натюрморты, которые художнику всегда составляла жена.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.