Размышления у непарадного подъезда

10.02.2011

Размышления у непарадного подъездаПожалуй, самое скучное чтение – книга отзывов. Такой жанр. В основном люди берутся за перо, чтобы незамысловато выразить своё удовольствие: «Очень восхитительно!». Или наоборот: «Халтура!». Но читать и даже изучать эти отзывы необходимо. Городской выставочный центр в «Диалоге» провёл уже 30 выставок – пришла пора оглянуться и подумать.

Цель, которая стояла перед нами, была проста и сложна одновременно: попытаться показать новгородцам художественные выставки из других городов и стран. Чтобы горожане не чувствовали себя обделёнными в этом смысле. Дескать, где-то есть столичная художественная жизнь, у нас – региональная, если не сказать провинциальная, и между ними пропасть. Чтобы наши школьники и студенты, и все любители искусства справедливо гордились не только историческим наследием, но и чувствовали, что живут в современном городе, имели возможность знакомиться с самым современным искусством, может быть, даже остросовременным. Причём не важно, ориентированным на традицию, как воспитанники Академии Глазунова, или на авангард, как художники с Пушкинской, 10. Главное было поймать сегодняшнее состояние художественного мира, ощутить его дыхание, увидеть и в новгородских художниках, которые ничуть не хуже многих и многих столичных звёзд, то же самое: современную культуру России.

Всё оказалось непросто. Достаточно сказать, что нам так и не удалось получить полноценную бюджетную поддержку. Странно, но выяснилось, что муниципальные власти не имеют права финансировать выставочную деятельность. По мнению законодателей, она может проходить только в музеях, а у нас выставочный центр. Хотя во всём мире… ну и т.д. Впрочем, у нас много чего как не во всём мире. Словом, если бы не поддержка мэра Юрия Бобрышева и не усилия его заместителя Ольги Поповой, вообще неизвестно, чем бы всё это кончилось.

Сейчас идёт процесс согласования и «встраивания» Центра в работу Дома культуры, искусства и общественных инициатив, который создан на базе «Диалога». Хотя не все ещё острые углы пройдены, но идут работы по открытию Новгородского Дома фотографии, реализация проекта «Виртуальный Русский музей», подготовка образовательных программ. Ведутся переговоры с десятками художников и галерей. Но, в конце концов, это наше внутреннее дело, и оно не должно волновать новгородцев. А вот их мнение для нас определяющее.

«Дошло до самого сердца, спасибо за струну, которую вы затронули в душе», «Да здравствует жизнь, пусть земля цветёт этими яркими красками», «На улице пасмурно, а на душе светло». Это о выставке Зураба Церетели. И ещё: «Мы четыре изумлённые женщины… неожиданно хорошо, просто прелестно и трогательно».

А вот об Академии Ильи Глазунова: «Настоящее русское изобразительное искусство. Работа, борьба». «Прикоснулся к очень-очень прекрасному и очень-очень мне нужному. Вызывает слёзы». «Ощущение счастья и праздника. Не страшны кризисы». «Делом занимаются ребята! Трогают своей реалистичностью». «Какие бы ни были квадраты и кубизмы, а реальная живопись всегда трогает сердце и вызывает массу эмоций».

В этом нет ничего необычного. Естественна потребность человека понимать увиденное, соотносить со своим зрительным опытом, проще говоря, тянуться к тому, что «нарисовано похоже». Но вот тревожная запись: «Работы, как фото! С множеством оттенков и игрой красок». Не очень понятно – если это комплимент, то сомнительный. У каждого вида искусства свой язык, его надо знать, буквально как иностранный. Иначе все тонкости (а значит, и вызываемые чувства) оперы или балета, графики, архитектуры, даже кино – останутся незамеченными. Сравнение картины с фотографией – оскорбительно для художника. Его искусство как раз лежит в этом пространстве между протокольным изображением и тем, что он делает кистью. А у фотографии специфический художественный образ, тоже сделанный собственными средствами.

Заметили ещё, что на выставке «глазуновцев» наши художники ходили немного растерянными: «Как будто не было 20 века!». А поклонники были довольно агрессивны: «Ну и куда вы со своими кубизмами?». Не хотелось бы разделяться ещё и по этим границам. Для себя решили – нельзя нам привыкать к тому, что актуальным, сложным по высказыванию искусством публика интересуется меньше. Надо идти в школы, проводить экскурсии, т.е. заниматься художественным образованием на самых ранних этапах воспитания. В наших же это силах, жить в 21-м веке.

Тем более что у всех, даже самых необычных, художников есть свои зрители. «Хочется посмотреть, подумать… не в моём вкусе, но интересно». «Прорыв в новое, ранее такого не встречал» – это о выставке «Союз петроградских художников». «Необычно, креативно» – о нашем проекте «Виниловый экстаз». «Взглянул на мир по-иному. Спасибо за хорошие мысли». «Ушли искать необычное в привычных вещах. Открыли глаза». «Всё гениальное просто. Невольно думаешь, что останется после нас». Это о выставке Михаила Ющенко. А вот соседствуют две надписи на выставке из коллекции петербургских фотомастерских: «Не фееричная выставка. Много пафоса, а смысла не хватает» и «В душу вернулась гармония».

Люди разные и видят разное, и чувствуют не одинаково (ещё бы не хватало!). «Смотрим, читаем, думаем», – пишет кто-то на выставке комиксов. Работы академика Кугача дают «надежду, что не сойдём с ума». На питерской акварели: «прекрасно, как всё прекрасное». На фотовыставке «Птицы, люди, звери» дают совет: «Хватит воспитывать народ через кровь – назад в пещеры», – и советуют властям почаще заглядывать в глаза животным…

Один посетитель оставил запись на двух листах, сделанную убористым и … совершенно не читаемым почерком. Получается, что он и не писал, поскольку никто не понял, что он хотел сказать. К сожалению, среди современных художников тоже встречаются такие «немые». Выставка «Крестодвижение», на которую мы возлагали надежды, и посещалась, и обсуждалась. Прошёл даже первый в нашей практике «круглый стол» на тему: «Современное искусство и религия». Студенты философского факультета, учёные, священнослужители говорили об иконописи и интерпретации религиозных сюжетов современными художниками. Был спор… А вот записи в книге отзывов ни одной. Ну что же, значит, мы недоработали. Ведь после экскурсий, проведённых Натальей Голевой, люди шли смотреть по второму разу. Собственно, вот и поле для будущей работы.

Среди тех 333 отзывов, которые мы получили, каких только нет, от «Ни уму ни сердцу!» до «Уберите паутину с окон и лужу с входа!» (действительно, стыдно). Но ведь пишут же: «Обязательно знакомьте с современным искусством в любой форме!» А значит, одну из записей мы воспримем как руководство к действию:

«С НЕТЕРПЕНИЕМ БУДЕМ ЖДАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ».



Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.