Страсти вокруг кладбища
В газете «Новгород» (от 12.06.08г.) в материале «Тяжелая дорога» рассказывалось о трудностях, связанных с посещением Ермолинского кладбища. Авторы писем в газету жаловались на отмену маршрутки №4. После комментария начальника управления по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода Владимира Сарина, что маршрут №4 «закрыт как убыточный», количество писем в редакцию возросло. Люди с мнением чиновника не согласились. И более того, назвали еще ряд вопросов, которые давно требуют решения. Вот лишь некоторые из них.
Нет билета – нет пассажира!
«Я уже пятый год езжу на кладбище в Ермолино и видела, как ходит маршрутка №4. Не было за все время случая (правда, я езжу один раз в месяц), чтобы в автобусе не было пассажиров. В мой обычный рейс на 9.00 все места всегда заняты и еще люди стоят в проходе», – пишет 75-летняя пенсионерка Нина Голутво. Новгородка даже делает собственный анализ «убыточности» маршрута.
«Все места заняты, а билетов водитель не дает. Вот вам и весь сказ, почему тов. Сарин отвечает, что за день маршрутка перевозит не более 10 пассажиров. А другой раз водитель кому и даст билет, так наш «угодливый» народ положит ему билеты обратно».
Нина Николаевна пишет, что она, как и все льготники, на 129-м ездит бесплатно. Но предпочла бы заплатить 15 рублей за маршрутку, потому что «от поворота до кладбища далеко и трудно идти».
Другая новгородка, М.А. Белова, возмущена недоделками нового кладбища. «У него нет даже ворот – символа входа «на вечный покой…»
Лучше один раз увидеть
В будний день 25 июня корреспонденты газеты «Новгород» повторили маршрут посещающих Ермолинское кладбище, следуя пожеланиям авторов писем в газету «съездить не на редакционной машине, а на автобусе вместе с простыми людьми».
Билеты на самый популярный кладбищенский рейс (маршрут № 129 на 10.30) купили без проблем, отстояв в очереди не более 3 минут. Хотя можно было купить и у кондуктора в автобусе. Стоит билет 20 руб.60 коп. Льготники едут бесплатно.
Сидячих мест в автобусе хватило всем, но после остановки «Педагогический колледж» на Нехинской некоторым пассажирам пришлось стоять. Выехав за город, автобус постепенно пустел, и через 25 минут, когда он прибыл к кладбищу, в нем остались лишь 11 человек, включая корреспондентов «Новгорода».
Был пасмурный будний день, небо пугало тяжелыми тучами, готовыми в любую минуту разразиться дождем.
– Мил человек, подвез бы к кладбищу, тут и всего-то километр, – обратилась в сторону кабины водителя женщина на костылях.
Сказала тоном, не ждущим ответа, тем более положительного. И ее вопрос-замечание так и висел в воздухе, пока остальные пассажиры неторопливо («а вдруг, несмотря на инструкции, возьмет и поедет?») выходили из автобуса.
На повороте автобус дожидалась лишь одна пассажирка. Вокруг – ни скамейки, ни платформы для остановки автобуса, ни тем более павильона, в котором можно укрыться от дождя. Этот поворот с дороги, ведущей к деревням Новгородского района, можно первый раз и не заметить, если бы не указатель «Городское кладбище».
– Вот сюда доходила маршрутка, – показала на первый ряд захоронений одна из пассажирок нашего рейса. – Удобно было.
Кто-то пожаловался на отсутствие охраны: «ограду даже среди бела дня украли», кто-то на «плохой контроль со стороны властей». Правда, работник кладбища, представившийся «копальщик Александр», внес ясность. Сначала он не мог вспомнить ни одного случая воровства, но потом его осенило: «А, это когда два года назад у нас ограда, выставленная для образца, пропала! Да, было. Теперь все в вагончик под ключ запираем».
Днем на Ермолинском кладбище людно. Даже если нет ни одного посетителя (такое тоже, говорят, случается), на территории работают пять рабочих (от «Ритуса» и от «Лэнда»), так что кладбище под присмотром. По словам Александра, его рабочий день длится до последнего захоронения. В день нашего посещения, например, оно было в 16 часов…
Комментарий начальника отдела благоустройства комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации Великого Новгорода Ирины Яворских:
– Благоустройство Ермолинского кладбища в 2008 году не планируется, оно у нас вообще еще не достроено, а потому вопрос лавочек, ворот и т.п. пока остается открытым. Что касается 2009 года, то в проекте денег на него не предусмотрено, но сам проект у нас корректируется.
Дорога принадлежит Новгородскому району, и мы не можем тратить на нее средства городского бюджета, это уже будет нецелевое использование средств.
Комментарий начальника управления по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода Владимира Сарина:
– Маршрут №129 с объемом перевозок справляется. В случае необходимости (по религиозным праздникам) количество рейсов будет увеличено за счет дополнительных автобусов этого же маршрута либо маршрутками. Введение постоянно действующей маршрутки №4 – экономически нецелесообразно.
Вместо заключения
Посещавшие кладбище, узнав, что мы из газеты «Новгород», попросили передать городским властям две просьбы-предложения: демонтировать устаревший остановочный комплекс в городе и перевезти к кладбищу. И оставить на выходные дни маршрутку №4 с режимом работы с 10 до 13 часов. Мы пообещали, что передадим обязательно. Что и делаем.
Фото Юрия Зуева