Годы 1549 – 1555. Время соборов

10.07.2008

Середина XVI века стала для России периодом становления новой системы управления обширной страной. В 1549 г. Иван IV создал Собор примирения, который впоследствии назовут Земским. «Соборами» на Руси в то время называли всякое собрание. На Земских соборах решались главные вопросы организации внутренней жизни государства, распределения полномочий между различными институтами управления.  

В 1550 году Иван Грозный по итогам Земского собораиздаёт Судебник – сборник законов, закрепивший существование сословной монархии. В 1551 году Судебник был утвержденСтоглавым собором, опять же созванным по инициативе царя.Этот документ ликвидировал судебные привилегии удельных князейи усилил роль центральных государственных судебных органов. Судебником впервые на Руси вводились приказы – органы центрального управления, просуществовавшие в России вплоть до петровских времен.

Кроме того, Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за бесчестье различались. За бесчестье городского купца обидчик платил штраф в 50 рублей, за бесчестье посадского человека — 5 рублей, крестьянина – всего 1 рубль.

«КАЗАНЬ БРАЛ, АСТРАХАНЬ БРАЛ»

Помимо укрепления самодержавной власти Иван IV занялся и реформированием церковного управления. Итогом Стоглавого собора 1551 года стал особый сборник, содержавший ровно 100 глав с ответами на вопросы о церковном строении. Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду.
Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, а также  установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев. В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.
Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую, то есть двойную аллилуйю: «А кто не крестится двумя перстами, яко Христос и апостолы, да будет анафема … не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…». Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества.
Стоглавый собор занялся также вопросом исправления священных книг и постановил открыть в Москве типографию, где должны были печататься книги, исправленные по наиболее точным образцам. Другое постановление собора касалось осуждения безбожных и еретических книг. Этими книгами были объявлены: «Secveta secvetovum» – сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом» – фактически, вся светская литература в стране. Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.
Завершив процедуру реформирования государственного и церковного управления, Иван IV обратился против главного врага Руси – Казанского ханства. Вблизи Казани была построена крепость Свияжск, ставшая центром притяжения для казанской знати промосковской ориентации.
К началу 1550-х годов к России переходят народы правого берега Волги – чуваши и мордва. В конце августа 1552 года русское войско окружило Казань, и началась осада. Армия Ивана IV насчитывала 150 тысяч воинов при 150 орудиях. Осада шла с применением передовой для своего времени военной техники: осадных орудий, боевых башен, минных подкопов.
Защитники Казани оборонялись шесть недель с отчаянным упорством. Среди них были мусульманские воины из Астрахани, Крыма, даже из Турции и Ирана. Когда с помощью артиллерийского огня и минных подкопов в стенах крепости удалось сделать несколько проломов, начался общий штурм. После кровопролитного боя на узких улицах города русское войско овладело Казанью.
Казанская победа обозначила важнейший исторический рубеж. Если до этого шло собирание Русских земель, то после взятия Казани началось строительство Российской империи.
Вскоре  русские овладели и Астраханью. Добровольно присоединились башкиры, признали свою зависимость от русского царя правители Большой Ногайской орды, северокавказские владетели. Волга стала рекою Московского государства, Россия могла продвигаться на Урал и в Сибирь.
Последствия Казанского взятия аукнулись и в Новгороде. В мае 1552 года сюда привезли «Тотар с Москвы Казанских и довали их кормити архиепископу и гостем веденым, а всех Тотар 60». В том же году в Новгороде строят целых 3 новых тюрьмы, в которые были рассажены все привезённые татары.
Годы 1549 – 1555. Время соборовСамым почётным пленником, содержащимся в Новгороде, был шурин крымского хана. По сообщению летописи, он содержался в стене Детинца под водяными воротами. Об этих камерах, расположенных у выходящих к Волхову ворот кремля, было известно ещё в середине XVIII в. новгородскому краеведу Василию Передольскому. Тюремные помещения к северу Софийской звонницы были исследованы археологами и реставраторами в 1990-х годах. Тогда же был сделан вывод, что камеры у Водяных ворот могли служить караульными помещениями для стрельцов. Не исключено, что в нижней камере, справа от воротного проезда, первоначально находился Тайничный колодец.
Как сложилась судьба шурина крымского хана – мы не знаем. Обычная практика того времени заключалась в добровольном крещении татарских пленников и их поселении в отдалённых от Крыма русских  городах. Не желавшим принять христианство отрубали голову и бросали в Волхов.
 

«И ПЛЕТКОЮ ВЕЖЛИВЕНЬКО ПОБИТЬ»

Одним из занимательнейших текстов XVI века является «Домострой» – наставление по ведению домашнего хозяйства, составленное по предположениям историков, как назидательный сборник в среде населения Великого Новгорода.
Годы 1549 – 1555. Время соборовВ окончательном виде «Домострой» оформился во времена Иоанна Грозного, примерно к середине XVI века. Одновременно с проведением Стоглавого собора (1551) и составлением энциклопедии церковных правил и порядков – «Великих Миней Четьих» (1541-1552) – на Руси появился «Домострой». 
Автором книги, точнее, составителем и редактором, был известный церковный и государственный деятель XVI века  священник Сильвестр. Будучи новгородцем по происхождению, он приехал в Москву в 1542 году, чтобы продолжать работу в книгописной мастерской митрополита Макария. Сильвестр стал клириком, то есть служителем Благовещенского собора Московского кремля.
Для историков «Домострой» – бесценный источник истории русской жизни и быта, для филологов – неисчерпаемый кладезь русского языка и лексикологии. Что ж, вчитаемся и мы в суровые реалии семейного быта пятисотлетней давности.
«Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать … Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали».
Такое вот воспитание во времена царя по прозвищу «Грозный».

«РЫНОК ЦЕЛОЙ ИМПЕРИИ»

1551 г. – «Привезли в Новгород крымского хана шурина, и сидел здесь в заточении в железах, в городи, в Детинце, в стене в каменой под Водяными воротами» (Новгородская вторая летопись).
1553-54 гг. – «После Москвы первое место занимает Новгород, и хотя уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой Империи. Счастливое местоположение этого города у реки, впадающей в Сарматское море, привлекает множество купцов за кожами, медом и воском. Изобилие льна и конопли бесспорно доставляет Новгороду преимущество перед семи русскими городами» (Ричард Ченслер (Англия). «Книга о великом и могущественном царе русском и князе московском и о тамошних владениях, порядках и произведениях»).




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.