Сколько ног у Пегаса?

19.05.2011

Сколько ног у Пегаса?Выставка работ знаменитого московского скульптора Леонида Баранова вызвала, мягко говоря, странную реакцию у части новгородских зрителей. Сначала на сайте газеты «Новгород», потом и в редакционную почту пошли отклики тех, кто протестует против такого видения деятелей российской культуры.

«Леонид Михайлович — россиянин, говорит на русском языке россиянам и про русского поэта. Автор знает, что у христианских народов принято закрывать тело. На иконах Страшного суда грешники предстают нагими, а праведники – облачены в одежды. Верующие люди из Старой Руссы, где до этого проходила выставка, сочли иронию автора в адрес деятелей русского искусства и культуры оскорбительной, задевающей их честь и достоинство, и выступили с официальной нотой протеста. Сбор подписей проходил и в Великом Новгороде, в день, когда можно было свободно и бесплатно посетить выставку и составить свое мнение. Собрано было около ста голосов…»

Далее Баранова и вовсе обвиняют в подражательстве Михаилу Шемякину: «Говорят, так же хорошо, как рисунки наркоманов под действием психоактивных веществ баллончиком на стене или красками на листке, продаются постмодернистские арт-шоу, выполненные по эскизам шизофреников… Выставка работ Л.М. Баранова крайне напоминает мастера зазеркалья Михаила Шемякина»…

Что же все-таки вызвало протестную волну? Леонид Баранов представил «Ассамблею героев», предложив авторскую поэтическую интерпретацию образов Петра I, Екатерины II, Павла I, Михаила Ломоносова, Александра Суворова и многих других.

Конечно, не во всем можно согласиться, не всегда принять метафору скульптора. Пушкин у него предстает один в четырех женских обнаженных фигурах, мифический конь Пегас (на снимке) почему-то шестиногий: три ноги лошадиные, две – человеческие, а одна, вообще, – ножка от журнального столика… Но это дело рук автора. И он, конечно, знает, почему он именно так делает эту скульптуру. Дело зрителей – думать.

 

Александра ПАРАМОНОВА, врач-психотерапевт:

«Если рассуждать с точки зрения психолога, то субъективизм ваятеля переходит в его произведения. Скульптура — это материализовавшееся «я» создателя. Поэтому какое-нибудь произведение и способно вогнать в ступор зрителя. Да, у Леонида Баранова, как и у любого талантливого художника, помимо идеи есть еще и подсознание, которое выкидывает странные штуки. Они не сразу видны. И не всем. Но возможно, пройдет время и восприятие поменяется. Уйдет актуальный контекст и останутся чистые смыслы. Как тогда будут смотреться эти произведения? Если бы Дали слушался критиков, был бы он гениальным художником?»

Николай СУМАРОКОВ, литератор:

«Странная дискуссия завязалась вокруг выставки скульптур Леонида Баранова. К примеру, группка людей, называющих себя «верующей общественностью», против выставки протестует. Им показалось, что автор «деятелей русского искусства и культуры» оскорбляет. Каких же это «деятелей» (идиотская терминология!)? Уж не Александра ли Сергеевича, автора, в числе прочего, «Гавриилиады» и «Царя Никиты»?

Еще, по их мнению, у христианских народов принято закрывать тело. Знаете, был один католический епископ, который приказал задрапировать чресла и грешников, и святых на «Страшном Суде» Микеланджело. Он остался в истории культуры под прозвищем «надеватель подштанников», а художника Риччиарелли, требования церковного чиновника выполнившего, обозвали «панталонным мастером». Видимо, такая Геростратова слава и нашей «черной» сотне подписантов покоя не дает.

Походя лягнули и шизофреников – мол, не имеют они права на творчество. И что теперь делать с картинами лечившихся в психиатрических клиниках Ван Гога и Мунка? А работы болевшего сифилисом Гогена и вовсе, поди-ка, сжечь, как заразную инфекцию?

Слава тебе Господи, ноту протеста подписали около сотни человек из нескольких тысяч посетивших выставку Леонида Баранова, то есть ничтожный процент, а никак не вся общественность.

Обидно, если эта агрессивная нахрапистость будет иметь какие-то последствия: жить-то хочется в городе европейского уровня, а не в зачуханном ортодоксальном местечке».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.