Игрушка — дело серьёзное

19.05.2011

Игрушка - дело серьёзноеНе оскудела на мастеров и наша Новгородская земля. Мало того, 1990-е вернули к жизни мастерство как промысел, то есть способ зарабатывать ремеслом на жизнь. Камень и глина, береста и лоза, серебро, лоскут снова стали источником вдохновения и ниточкой, соединяющей человека с природой, ручным трудом и традициями. В это время начал осваивать глину Святослав Павлович Тарасов – известный новгородский мастер и талантливый педагог.

Сегодня о детской студии Тарасова, её успехах и достижениях написано немало. Занятия с малышами от двух лет, реабилитация детей с проблемами в развитии, детей слабовидящих – все эти направления, не меньше чем ежегодные участия мастерской в выставках, конкурсах, фестивалях, безусловно и заслуженно привлекают к себе внимание прессы. И всё же суть деятельности, проблемы и потенциал Святослава Тарасова, на наш взгляд, до сих пор остаются за рамками общественного внимания.

«Я всегда думаю об игрушке», – говорит он, а игрушка для Святослава Павловича дело серьёзное и любимое. Главное дело жизни.

Что же такое игрушка? Прежде всего, предмет, предназначенный для игры. В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены игрушки – куклы, фигурки животных, предметы быта, обручи, волчки, погремушки… По свидетельству Плиния и Плутарха, уже в эту эпоху существовали игрушки с заводными механизмами. Известны игрушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI-VIII вв. н. э.); а также глиняные свистульки в виде фигурок животных, куклы, посуда – из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве, Новгороде (X-XVIII вв.).

Вряд ли многие всерьёз задумывались, какую важную функцию выполняет игрушка. Психологи определяют игрушку как универсальное средство воспитания и образования, ведь она вводит малыша во взрослый мир, помогает осваивать его, приучает к целенаправленной, осмысленной деятельности; приобщает к многовековой культуре, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка формирует в ребенке универсальные, этнические и индивидуальные черты. Кроме этого, она обладает мощным релаксирующим и психотерапевтическим потенциалом. Именно поэтому игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского художественного творчества.

Игрушка - дело серьёзноеВсе эти особенности игрушки Святослав Павлович познал на собственном опыте занятий с детьми. Через его мастерскую прошли сотни маленьких новгородцев, многие из которых теперь уже и сами стали родителями и приводят малышей на занятия к своему учителю. За годы существования мастерской вырос не только профессиональный уровень художника Тарасова, но и сама мастерская приобрела качества школы с устойчивой концепцией развития и узнаваемой стилистикой работ.

Три года назад студия была реорганизована в общественную организацию «Художественно-творческая экспериментальная лаборатория «Новгородская глиняная игрушка», главная цель которой чётко сформулирована в названии гранта «Глиняную игрушку – Великому Новгороду», спроектированного и выигранного Святославом Павловичем Тарасовым и Екатериной Валентиновной Китаевой. Десятилетия большой детский коллектив под руководством Тарасова и при активной, деятельной помощи старшего научного сотрудника Новгородского государственного музея-заповедника Китаевой созидают то, чего не было, – современную новгородскую глиняную игрушку.

Действительно, несмотря на то, что среди обнаруженных в ходе раскопок предметов встречаются десятки фрагментов игрушек из дерева и глины, о существовании в Новгороде игрушечного промысла учёным неизвестно. Тем интереснее идея создания уникальной новгородской глиняной игрушки. Впрочем, игрушка уже существует. Дело за определениями учёных, описанием технологии и методики мастерской и рекламой, за созданием бренда. В настоящее время каждый из перечисленных выше аспектов является нерешённой проблемой.

К сожалению, сегодня с определениями в молодых гуманитарных науках дело обстоит непросто. Народное почему-то стало синонимом традиционного, самодеятельное – ругательным, под авторским подразумевается творческое своеволие. Путаница в понятиях рождает хаос. Расплывчатость определений дает простор для виртуозных манипуляций: когда выгодно – это народное, когда нет – самодеятельное, когда нужно – мастер, когда нет – дилетант. На практике это позволяет оклеивать настоящее дело ярлыками и тормозить его развитие.

А в арсенале мастерской, с одной стороны, есть традиционный материал, отработанная система формообразования и технология изготовления игрушки, круг образов и сюжетов, то есть налицо все признаки сложившегося творческого метода. С другой – отсутствие глубоких региональных корней, как и отсутствие последователей, становится камнем преткновения в признании новгородской глиняной игрушки на местном уровне. Может, основная причина непонимания в отсутствии привычных схем взаимодействия новгородской глиняной игрушки с традицией? Однако это взаимодействие происходит, только оно имеет более сложные формы, нежели усваивание и копирование исторического образца.

В данном случае художник – создатель объекта. Он разрабатывает форму сам, подчас двигаясь по обратному пути, от сложного к простому. В изделиях-эскизах, которые показывает мастер, можно наблюдать сложнейший процесс рождения «классической» формы. Так от образца к образцу постепенно выстраивается соотношение размеров и формы деталей, и в конечном итоге формируется силуэт в целом. В процессе рождения образ обобщается, очищается от лишних элементов, декор приобретает органику и стройность.

Однако принципы формообразования новгородской игрушки сопоставимы с любой традиционной игрушкой. Для них характерны простота организации, единая система средств и приёмов в разработке различных форм, единая система декора… Интересным и особенным является и то, что образы и сюжеты новгородских игрушек Тарасова связаны с традиционными. Среди них – птицы, звери, барыни, которые становятся свистульками, дудочками, каталками. Источники вдохновения мастера широки: обыденная жизнь, легенды, сказки и предания Великого Новгорода. Один из любимых персонажей в мастерской Тарасова – удивительный коркодел.

Упорные поиски талисмана города, которые начались ещё пять лет назад, натолкнули художника на мысль использовать диковинного грозного зверя, обитавшего, как говорят новгородские летописи, в Волхове, как прототип для создания игрушки-талисмана. Поиски выразительного образа таинственного коркодела, похожего одновременно на дракона, крокодила, змею и гигантскую рыбу, привели художника к изображениям подобных существ в книжных миниатюрах, в иконах и в декоре. Известно, что взаимодействие с разного рода источниками, как и различные пластические трансформации, подчас дают весьма выразительные результаты. Так, декор круглой металлической накладки XIII в., найденной в Новгороде, с изображением животного, кусающего собственный хвост, помог художнику довести форму игрушки-перевёртыша, изображающей коркодела, играющего, танцующего, кусающего хвост. В мастерской Тарасова достаточно перспективных объектов, которые могли бы стать талисманом, знаком, символом, образом города. Как талисман, символ удачи и оберег вполне подошёл бы и диковинный летописный зверь коркодел, живший, а может быть, живущий в Волхове и охраняющий город. Он уже нашёл воплощение в ярких, ироничных сказочных игрушках. Как и изображения Параскевы, новгородского варианта традиционной темы «куколки» – символ женского начала, мудрости, матери, с голубями в руках, как и сама тема голубка на куполе Софии. Чем не бренд? Только вот над его подачей, конечно, ещё нужно работать…

Очень не хотелось бы в который раз потерять то, что имеем, поэтому использовать по назначению найденную, рождённую творческим сознанием художника идею, востребовать профессионализм, помочь творцам – вот важнейшая задача ближайшего времени.

Кстати. Центр творческой интеллигенции НовГУ, в целях популяризации различных видов декоративно-прикладного искусства в нашем городе, открывает цикл выставок «Новгородские мастера». Первая выставка «Новгородские мастера. Художественная керамика» откроется 20 мая в 16 часов. Антоново, старый корпус, 2 этаж, ауд.1228.

Слово «мастер» немецкого происхождения пришло в нашу культуру давно. С годами оно обросло значениями: мастер – это человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием; особенно сведущий или искусный в своем деле; признанный таким от цеха, получивший право так называться; старший во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства, наблюдающий за подмастерьями и рабочими; народный мастер, мастер из народа, т.е. получивший ремесленный навык от другого мастера или овладевший им самостоятельно.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.