Игрушка — дело серьёзное
Не оскудела на мастеров и наша Новгородская земля. Мало того, 1990-е вернули к жизни мастерство как промысел, то есть способ зарабатывать ремеслом на жизнь. Камень и глина, береста и лоза, серебро, лоскут снова стали источником вдохновения и ниточкой, соединяющей человека с природой, ручным трудом и традициями. В это время начал осваивать глину Святослав Павлович Тарасов – известный новгородский мастер и талантливый педагог.
Сегодня о детской студии Тарасова, её успехах и достижениях написано немало. Занятия с малышами от двух лет, реабилитация детей с проблемами в развитии, детей слабовидящих – все эти направления, не меньше чем ежегодные участия мастерской в выставках, конкурсах, фестивалях, безусловно и заслуженно привлекают к себе внимание прессы. И всё же суть деятельности, проблемы и потенциал Святослава Тарасова, на наш взгляд, до сих пор остаются за рамками общественного внимания.
«Я всегда думаю об игрушке», – говорит он, а игрушка для Святослава Павловича дело серьёзное и любимое. Главное дело жизни.
Что же такое игрушка? Прежде всего, предмет, предназначенный для игры. В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены игрушки – куклы, фигурки животных, предметы быта, обручи, волчки, погремушки… По свидетельству Плиния и Плутарха, уже в эту эпоху существовали игрушки с заводными механизмами. Известны игрушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI-VIII вв. н. э.); а также глиняные свистульки в виде фигурок животных, куклы, посуда – из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве, Новгороде (X-XVIII вв.).
Вряд ли многие всерьёз задумывались, какую важную функцию выполняет игрушка. Психологи определяют игрушку как универсальное средство воспитания и образования, ведь она вводит малыша во взрослый мир, помогает осваивать его, приучает к целенаправленной, осмысленной деятельности; приобщает к многовековой культуре, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка формирует в ребенке универсальные, этнические и индивидуальные черты. Кроме этого, она обладает мощным релаксирующим и психотерапевтическим потенциалом. Именно поэтому игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского художественного творчества.
Все эти особенности игрушки Святослав Павлович познал на собственном опыте занятий с детьми. Через его мастерскую прошли сотни маленьких новгородцев, многие из которых теперь уже и сами стали родителями и приводят малышей на занятия к своему учителю. За годы существования мастерской вырос не только профессиональный уровень художника Тарасова, но и сама мастерская приобрела качества школы с устойчивой концепцией развития и узнаваемой стилистикой работ.
Три года назад студия была реорганизована в общественную организацию «Художественно-творческая экспериментальная лаборатория «Новгородская глиняная игрушка», главная цель которой чётко сформулирована в названии гранта «Глиняную игрушку – Великому Новгороду», спроектированного и выигранного Святославом Павловичем Тарасовым и Екатериной Валентиновной Китаевой. Десятилетия большой детский коллектив под руководством Тарасова и при активной, деятельной помощи старшего научного сотрудника Новгородского государственного музея-заповедника Китаевой созидают то, чего не было, – современную новгородскую глиняную игрушку.
Действительно, несмотря на то, что среди обнаруженных в ходе раскопок предметов встречаются десятки фрагментов игрушек из дерева и глины, о существовании в Новгороде игрушечного промысла учёным неизвестно. Тем интереснее идея создания уникальной новгородской глиняной игрушки. Впрочем, игрушка уже существует. Дело за определениями учёных, описанием технологии и методики мастерской и рекламой, за созданием бренда. В настоящее время каждый из перечисленных выше аспектов является нерешённой проблемой.
К сожалению, сегодня с определениями в молодых гуманитарных науках дело обстоит непросто. Народное почему-то стало синонимом традиционного, самодеятельное – ругательным, под авторским подразумевается творческое своеволие. Путаница в понятиях рождает хаос. Расплывчатость определений дает простор для виртуозных манипуляций: когда выгодно – это народное, когда нет – самодеятельное, когда нужно – мастер, когда нет – дилетант. На практике это позволяет оклеивать настоящее дело ярлыками и тормозить его развитие.
А в арсенале мастерской, с одной стороны, есть традиционный материал, отработанная система формообразования и технология изготовления игрушки, круг образов и сюжетов, то есть налицо все признаки сложившегося творческого метода. С другой – отсутствие глубоких региональных корней, как и отсутствие последователей, становится камнем преткновения в признании новгородской глиняной игрушки на местном уровне. Может, основная причина непонимания в отсутствии привычных схем взаимодействия новгородской глиняной игрушки с традицией? Однако это взаимодействие происходит, только оно имеет более сложные формы, нежели усваивание и копирование исторического образца.
В данном случае художник – создатель объекта. Он разрабатывает форму сам, подчас двигаясь по обратному пути, от сложного к простому. В изделиях-эскизах, которые показывает мастер, можно наблюдать сложнейший процесс рождения «классической» формы. Так от образца к образцу постепенно выстраивается соотношение размеров и формы деталей, и в конечном итоге формируется силуэт в целом. В процессе рождения образ обобщается, очищается от лишних элементов, декор приобретает органику и стройность.
Однако принципы формообразования новгородской игрушки сопоставимы с любой традиционной игрушкой. Для них характерны простота организации, единая система средств и приёмов в разработке различных форм, единая система декора… Интересным и особенным является и то, что образы и сюжеты новгородских игрушек Тарасова связаны с традиционными. Среди них – птицы, звери, барыни, которые становятся свистульками, дудочками, каталками. Источники вдохновения мастера широки: обыденная жизнь, легенды, сказки и предания Великого Новгорода. Один из любимых персонажей в мастерской Тарасова – удивительный коркодел.
Упорные поиски талисмана города, которые начались ещё пять лет назад, натолкнули художника на мысль использовать диковинного грозного зверя, обитавшего, как говорят новгородские летописи, в Волхове, как прототип для создания игрушки-талисмана. Поиски выразительного образа таинственного коркодела, похожего одновременно на дракона, крокодила, змею и гигантскую рыбу, привели художника к изображениям подобных существ в книжных миниатюрах, в иконах и в декоре. Известно, что взаимодействие с разного рода источниками, как и различные пластические трансформации, подчас дают весьма выразительные результаты. Так, декор круглой металлической накладки XIII в., найденной в Новгороде, с изображением животного, кусающего собственный хвост, помог художнику довести форму игрушки-перевёртыша, изображающей коркодела, играющего, танцующего, кусающего хвост. В мастерской Тарасова достаточно перспективных объектов, которые могли бы стать талисманом, знаком, символом, образом города. Как талисман, символ удачи и оберег вполне подошёл бы и диковинный летописный зверь коркодел, живший, а может быть, живущий в Волхове и охраняющий город. Он уже нашёл воплощение в ярких, ироничных сказочных игрушках. Как и изображения Параскевы, новгородского варианта традиционной темы «куколки» – символ женского начала, мудрости, матери, с голубями в руках, как и сама тема голубка на куполе Софии. Чем не бренд? Только вот над его подачей, конечно, ещё нужно работать…
Очень не хотелось бы в который раз потерять то, что имеем, поэтому использовать по назначению найденную, рождённую творческим сознанием художника идею, востребовать профессионализм, помочь творцам – вот важнейшая задача ближайшего времени.
Кстати. Центр творческой интеллигенции НовГУ, в целях популяризации различных видов декоративно-прикладного искусства в нашем городе, открывает цикл выставок «Новгородские мастера». Первая выставка «Новгородские мастера. Художественная керамика» откроется 20 мая в 16 часов. Антоново, старый корпус, 2 этаж, ауд.1228.
Слово «мастер» немецкого происхождения пришло в нашу культуру давно. С годами оно обросло значениями: мастер – это человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием; особенно сведущий или искусный в своем деле; признанный таким от цеха, получивший право так называться; старший во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства, наблюдающий за подмастерьями и рабочими; народный мастер, мастер из народа, т.е. получивший ремесленный навык от другого мастера или овладевший им самостоятельно.