Аренский. Сын Новгорода. Слава России

19.05.2011

Аренский. Сын Новгорода. Слава РоссииПолтора века назад, 30 июля 1861 года, в Новгороде в семье Аренских, у которых уже было двое детей, появился ещё один малыш. Его крестили в Николо-Кочановской церкви и нарекли в честь одного из самых чтимых новгородских святых Антония Римлянина. Пройдёт несколько десятков лет, и Аренский прославит не только свою семью, но и Новгород, и Россию.

Аренские были семьёй с разнообразными художественными интересами, но особое место отводилось музыке. И Степан Матвеевич, и Надежда Антиповна с удовольствием отдавали свободное время домашнему музицированию, вовлекая в него детей. Мать, прекрасно владевшая фортепиано, была их первой учительницей музыки. Однако только Антон, начавший занятия довольно поздно (по современным меркам) – в 7 лет, поразил родителей и их друзей бурным развитием. Судите сами: уже через год он выступал публично в зале Дворянского собрания, аккомпанируя отцу, исполнявшему на виолончели «Серенаду».

Рано проявились и творческие способности мальчика. Впоследствии родственники вспоминали, что среди первых произведений Антоши были фортепианные пьесы и «прехорошенький романсик». Известно также письмо Степана Матвеевича, где он пишет, что в 9 лет Антоша сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Необычный состав квартета объясняется просто – мальчик часто слышал его на домашних музыкальных вечерах. Хоровую песню десятилетнего Антона исполняли в концерте его товарищи по гимназии.

Видя, как легко сын осваивает музыкальные азы и не по возрасту умело оперирует многоголосием, родители всерьёз озаботились: Антону необходимо продолжать обучение музыке, а в Новгороде для этого решительно нет условий…

Так в 1872 году семья Аренских навсегда покинула Новгород, переехав в столицу.

 

«Самый одарённый юноша Петербурга»

В Петербурге успешно окончив 5-ю классическую гимназию и частную музыкальную школу Руссо, Антон в 1879 году поступил сразу на старшее отделение консерватории и через три года окончил её с золотой медалью по классу композиции Николая Римского-Корсакова. Известно, правда, что Антон не утруждал себя аккуратным посещением занятий, но это с лихвой компенсировалось его незаурядными способностями. Причём они проявлялись не только в музыке, но и в литературе и рисовании. Не зря же его за глаза называли «самым одарённым юношей Петербурга».

Талантливого молодого человека не могли не заметить. Его пригласили преподавать в Московскую консерваторию. И не ошиблись: из класса Аренского вышла целая плеяда выдающихся музыкантов. Среди них пианисты А. Гольденвейзер, А. Гедике, К. Игумнов, композиторы Р. Глиэр, А. Гречанинов, Н. Метнер, А. Скрябин и многие другие. А за Сергея Рахманинова, воспитанного Антонием Степановичем, мы должны поклониться ему до самой земли.

Преподавательская деятельность (а он уже в 28 лет стал профессором!) не мешала Аренскому руководить Русским хоровым обществом и заниматься творчеством. В эти годы созданы Первая симфония, посвящённая отцу, оперы «Сон на Волге» и «Рафаэль». Последняя написана по заказу Первого Всероссийского съезда художников – в 1894 году в Москве не было композитора авторитетнее Аренского.

Известно, что Антоний Степанович очень легко сочинял музыку. Во многих его черновых записях нет никаких следов «мук творчества» – исправлений, то есть он писал сразу начисто! Так же легко ему давались и другие виды искусств. Например, его непростые отношения с директором Московской консерватории Василием Сафоновым вылились в остро-критичную поэму «Сафониада», высмеивавшую порядки, царившие при талантливом, но деспотичном Сафонове. Отличавшийся острым языком, Василий Ильич также не преминул отметить коллегу эпиграммой, начинавшейся словами: «Муза Аренского не выходит из погреба ренского», намекая на неравнодушие композитора в то время к винным возлияниям. Был он, к тому же, азартным игроком в карты и рулетку. Однако всё это не помешало музе Антония Степановича вдохновить его на создание большого количества оркестровой, камерной, вокальной и фортепианной музыки.

 

Из Москвы в Петербург

Отдав Московской консерватории 12 лет, Аренский в 1895 году по рекомендации М. Балакирева стал управляющим Придворной певческой капеллой и в связи с этим переехал в Петербург. Он много сделал для улучшения работы капеллы и для обновления её репертуара. Из послужного формуляра Антония Степановича узнаём о его наградах – двух медалях и орденах святой Анны II степени, святого Станислава II степени и болгарском ордене святого Александра (Невского) за гражданские заслуги. В Капелле Аренский работал недолго и в 1901 году вышел в отставку по состоянию здоровья (прогрессировавший туберкулёз лёгких), получив пенсию в 6000 рублей.

В эти годы музыка Аренского приобрела большую популярность. Его оперы ставились в лучших театрах. Часто звучали симфонические, камерные сочинения и произведения для фортепиано. Романсы Антония Степановича исполнялись знаменитыми певцами, такими, как Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгения Збруева, Елизавета Лавровская. И критика, и публика с энтузиазмом принимала каждое новое произведение Аренского. Он много концертировал, и не только в России, но и в Западной Европе.

Творчество нашего земляка высоко ценили композитор Танеев, антрепренёр Сергей Дягилев, писатель Лев Толстой, актриса Вера Комиссаржевская… Чайковский, признававший в Аренском «огромный талант», писал в одном из писем, что, слушая его оперу «Сон на Волге», пролил «немало сладких слёз».

 

Виновен ли Чайковский?

Сейчас многие музыканты склоняются к тому, что ярлык «эпигона Чайковского», приклеенный Аренскому в довоенное время, ничем не обоснован. Да, он преклонялся перед гением Чайковского, но в творчестве шёл своим путём. У композиторов были дружеские отношения. Однако именно с личностью Петра Ильича связан один из тягостных эпизодов в жизни Аренского – кратковременное помешательство.

25-летний Аренский написал фантазию для симфонического оркестра «Маргарита Готье» по роману Дюма «Дама с камелиями». Собираясь посвятить произведение обожаемому Чайковскому, послал ноты Петру Ильичу, чтобы узнать, нравится ли музыка. Однако Чайковский молчал. Прошёл месяц, другой, и Аренский, не выдержав, написал снова: получили ли вы мою фантазию? Как вы её находите? Опять тишина. В нетерпении Аренский пишет раздражённое письмо: если не понравилась музыка, так и скажите… И Чайковский прислал резко отрицательный отзыв, суть которого: ваше произведение неудачно не только по избранному сюжету (вам мало русской литературы?), но и по музыкальному воплощению: красоты в вашей музыке нет, а есть лишь внешняя красивость. Отзыв Чайковского настолько потряс Аренского, что он вынужден был несколько месяцев провести в заведении для душевнобольных в Казани.

Трудно осуждать Чайковского: он сказал, что думал. И, вероятно, так долго не отвечал на письма Аренского именно потому, что, зная тонкую нервную организацию молодого друга, щадил его самолюбие. Однако интересно и другое: современные музыканты, слышавшие «Маргариту Готье», утверждают, что это вполне хорошее и интересное произведение. Почему Чайковский так сурово обошёлся с его автором?..

К счастью, никаких последствий кратковременное помешательство Аренского не повлекло.

 

Рыцарь Ордена тамплиеров

Аренский. Сын Новгорода. Слава РоссииЛичная жизнь Антония Степановича в целом складывалась благополучно. С женой Елизаветой Владимировной Лачиновой он познакомился, когда та была студенткой Московской консерватории. У Аренских было двое детей – Надежда и Павел. О нём хотелось бы рассказать отдельно.

Павел унаследовал литературные способности, наблюдавшиеся в роду бабушки, Надежды Антиповны Аренской. Востоковед, писатель, поэт, переводчик, драматург; автор двух книг, положивших начало серии «Жизнь замечательных людей», сценария к фильму «Процесс о трёх миллионах». В годы Гражданской войны он был мобилизован в Красную армию. В 1920 году вместе с режиссёром Эйзенштейном Павел вступил в религиозно-мистическую организацию Ордена розенкрейцеров («роза и крест»), идеи которой расходились с идеологией новой власти в России. Позднее, в 1937 году, он был арестован и за антисоветскую деятельность приговорен к 5 годам на Колыме.

Творческая натура даже в тех условиях находила возможности для самовыражения: Павел Аренский участвовал в художественной самодеятельности заключённых, много занимался с ними и даже составил для товарищей музыкальный словарь, которым те активно пользовались. Спустя годы родственница одного из репрессированных передала рукопись словаря Мстиславу Ростроповичу, и он выделил деньги для его издания. Умер Павел Аренский в 1941 году при невыясненных обстоятельствах, несколько месяцев не дожив до освобождения.

 

Несбывшееся пророчество

А Антоний Степанович Аренский много лет боролся с чахоткой и ушёл из жизни на даче близ туберкулёзного санатория Питке-Ярви в окрестностях нынешнего Зеленогорска. Ему не было и 45 лет… Похоронен в Александро-Невской лавре.

«По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А. Г. Рубинштейну, но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии — влияния Чайковского. Забыт он будет скоро…», — это пророчество из « Летописи моей музыкальной жизни» Николая Римского-Корсакова кажется странным, если вспомнить, что его написал любимый и глубоко уважаемый учитель Антония Степановича. Сбылось оно лишь отчасти — прошли годы, и музыка Аренского вновь зазвучала по всему миру.

 

«Сафониада» (отрывок)

Был вечер, но не видно было

Ни звезд, ни трепетной луны.

Музыку слушая уныло,

Сидели все, тоски полны.

То — вечер был консерваторский.

Под звуки гениев трио:

(Из Боборыкиной, Сикорской,

Ромбой) заснуло быстро всё.

И только трое не хотели

Дремоте сладкой уступить:

Они сопели и потели,

Боясь Моцарта оскорбить…




Комментарии

Иван
24.11.2018

Спасибо! Очень познавательно!

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.