Городская власть смотрит в будущее новгородских дорог с оптимизмом. По крайней мере, переделывать в следующем году отремонтированные нынче дороги точно не придется, уверены в мэрии – контроль ведется двойной. Качество укладываемого дорожного покрытия проверяют и заказчик, и независимая лаборатория.

В этом году впервые управление капитального строительства Великого Новгорода – заказчик работ на магистралях города – заключило договор с лабораторией ГУ «Новгород-автодор» на испытания вырубок из асфальтобетонного покрытия.

– Прежде мы полагались только на результаты экспертиз, представленных самими подрядчиками, независимой оценки не было, – говорит председатель комитета по строительству Администрации Великого Новгорода Александр Шадрин. – Сейчас подрядчик везет в лабораторию на испытания саму асфальтобетонную смесь перед началом работ, а после укладки делается вырубка образца. И только после подтверждения, что смесь соответствует нормам и достигнуто уплотнение асфальтобетонного покрытия, принимается решение о закрытии промежуточных актов.

Уже в этом сезоне один из образцов асфальтобетона, представленный фирмой, переделывающей участок улицы Ломоносова, был забракован лабораторией. Подрядчику пришлось делать работу над ошибками.

Главный фактор, определяющий надежность дорог, это качество асфальтобетонной смеси, говорит Шадрин. «Те заводы, которые у нас есть, как правило, устарели морально, автоматика не действует. Если оператор бывалый, отмерит должное количество материалов, смесь получается нормальная. А если нет?».

Сейчас, говорит председатель комитета, мэрией подготовлен проект распоряжения об использовании при дорожных работах щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), который обладает более высокими эксплуатационными характеристиками. В Москве подобное решение было принято еще в 2005 году.

Шадрин перечисляет дороги, уже сделанные, и те, что предстоит сделать за короткий сезон. Отремонтирована Большая Московская – работы, которые не успели завершить в прошлом году. Закончена переделка улицы Ломоносова (на участке, который ремонтировался в прошлом году). На очереди вторая часть магистрали – от Зелинского до Корсунова.

– Но до завершения празднования Дня города мы больших проблем с движением транспорта на этой улице создавать не будем, – говорит Шадрин. – Активно работы пойдут после праздника. А до него должны сделать полностью Нехинскую. И по указанию мэра приступаем к ремонту на путепроводе на проспекте Корсунова. Планировалось начать эти работы позднее, но путепровод в ужасном состоянии. Подрядчик на путепроводе – питерская фирма «Рем-стройкомплект». Позже она же будет ремонтировать площадь Строителей.

Подробно Шадрин останавливается на ремонте Колмовского моста. Новгородская фирма «Лойс», выигравшая аукцион на замену деформационных швов, приступила к работам. Цена контракта – 7 млн 950 тыс. рублей. Уже ведется восстановление дорожной плиты, по частям, с ограничением движения по мосту. «Работа кропотливая, кромки должны быть идеально подготовлены для монтажа швов». Сами швы заказаны в Германии, фирма Maurer считается мировым лидером в их производстве.

Ремонт моста планируется завершить не ранее ноября. Потому как включать он будет не только замену деформационных швов, но и восстановление опорных частей. Эта проблема «вылезла» в процессе оценки состояния моста. Впрочем, плачевное состояние опорных конструкций открытием для специалистов не стало. Решили: менять деформационные швы без восстановления опорных частей моста – неразумно.

– На днях мэрией принято решение – часть средств, сэкономленных в результате проведения аукционов, а также часть федеральной субсидии направить на восстановление опорных частей Колмовского моста, в сумме это 15 млн рублей, – говорит Шадрин. – Потому окончание работ и планируется на ноябрь.

Кроме того, дополняет председатель комитета, будет отремонтирована Яковлева улица, участок улицы Энергетиков, ведутся работы по тротуарам на Коровникова и в Кречевицах. В заключение разговора он еще раз подчеркивает: самое главное требование к подрядчикам – качество.

Начальник лаборатории ГУ «Новгородавтодор» Андрей Жаринов перечисляет объекты, где качество покрытия проверяется специалистами лаборатории, – Ломоносова, Нехинская, Северная, Энергетиков, проспект Корсунова, площадь Строителей, путепровод. Согласно нормативам с 7 тыс. кв. метров берется три вырубки, через сутки-трое после окончательного уплотнения покрытия. Кроме того, подрядчики представляют на испытания саму асфальтобетонную смесь перед ее использованием.

– На сегодня мы уже сделали 15 проб: 13 с объектов фирмы «Новинстрой», по одной – СМУ-57 и «Ремстройдор». Результаты: асфальто-бетонное покрытие соответствует ГОСТам, – говорит Жаринов. Добавляя в качестве ремарки: сам ГОСТ – 1985 года, морально устарел, поскольку появились новые материалы.

Схематично процесс испытания выглядит так: кубик вырубленного дорожного покрытия разогревают до температуры 200 градусов и формуют из него образец по заданным параметрам нагрузки. Далее замеряется плотность взятого с дороги кубика и сформованного в лаборатории из того же «теста» образца, и делаются выводы о соответствии стандарту.

Состав и пропорции асфальтобетонной смеси определяются проектом, они должны соответствовать назначению дороги и интенсивности движения по ней.

– У нас весь город последнее время делается из марки Б1. Это граниты из Карелии, Ленинградской области с прочностью не менее 1200, –  перечисляет ингредиенты новгородского дорожного пирога инженер-лаборант Татьяна Калошина. – Наши областные строительные материалы на такие марки не тянут, прочности не хватает.

Специалисты «Новгородавтодора» просят все-таки подождать с оптимизмом – «в начале сезона все подрядчики стараются». Доживем до осени, когда пойдут дожди, сроки будут поджимать – тогда и посмотрим.