Индивидуальные открытия «Садко»

08.06.2011

Индивидуальные открытия «Садко»Статный казак, не рассчитав силы, дружески хлопает по плечу итальянца в красном галстучке, у которого от неожиданности подкашиваются ноги. Молодка в пышном украинском венке щебечет с красавицей в кокошнике, а ее радостно дергают за искусственную косу пробегающие мимо сорванцы: прочно ли привязана? Годовалые матрешки-близнецы весело размахивают бубликами, рядом важно прогуливается песик в платьице с пышными оборками. Каких только сценок не увидишь на празднике фолькора и ремесел в «Витославлицах»!

Веселые, но ревнивые

Индивидуальные открытия «Садко»Денек выдался жаркий, даже привычные к пеклу индусы норовили укрыться в тени. Коллектив «Международные ритмы», пропагандирующий традиционное искусство индийского штата Пенджаб, уже второй раз участвовал в фестивале «Садко», прихватив и младшую группу – мальчишек от 9 до 15 лет. Заводные песни и танцы индусов вызвали настоящий фурор – зрители от малышей в колясках до бабушек в панамках подпевали и пританцовывали, и коллектив по многочисленным просьбам повторил свое выступление на гостевой поляне дважды.

В «хороводе» мужчин в тюрбанах кружилась лишь одна девушка.

– У вас сугубо мужской коллектив? – поинтересовалась я у руководителя Амардипа Сингха.

– Почему? У нас много женщин!

– Что же вы их с собой не прихватили?

– Да какой мужчина отпустит свою жену одну в Россию?! – широко улыбнулся индус моей наивности.

– А эта красавица, значит, не замужем?

– Она приехала с мужем, – и  Амардип указал на мужчину в джинсовой куртке, который бдительно переминался рядом с выступающими, орлиным оком поглядывая за женой.

Да, у этих индусов не забалуешь!

 

Вырасти себе курай

Индивидуальные открытия «Садко»Среди участников фестиваля «Садко» было много молодежи. Литовский фольклорный ансамбль «Поринге» составляют студенты Вильнюсского пединститута – математики, филологи, историки, увлеченные культурой своего народа. Среди них нет ни одного профессионального музыканта, но об этом невозможно догадаться, слушая пение и игру на рожках и кувиклах – инструментах с тысячелетней историей.

– Главное, что эти ребята после института будут работать с детьми и, мы уверены, сумеют  привить ученикам любовь к народным традициям, – пояснил цель создания коллектива его руководитель, педагог института Владас Черняускас.

«Это просто чудо какое-то! Даже не могу переключиться на выступление другого коллектива!» – восторженно делилась впечатлениями одна из зрительниц, когда гости из Башкорто-стана покидали гостевую поляну. Лишь один из них был в национальном костюме, остальные – в джинсах и черных футболках с надписью «Аргымак». Но они и не нуждались во внешних эффектах – достаточно того, что вытворяли голосом и на инструментах.

– «Аргымак» значит «Скакун, мчащийся вперед», но кроме этого в каждой букве названия зашифровано значимое слово – разум, сердце, все, что связано с нравственными началами. И для нас важно соответствовать этому названию, – пояснил руководитель коллектива, студент 4 курса Уфимской академии искусств Ринат Рамазанов, убирая в чехол длинные дудочки, на которых он играл в невиданной  технике, зажав в углу рта. Говорят, этому искусству обучают с раннего детства.

– Это курай – очень древний инструмент. Он изготавливается из тростника курай, который растет в Башкирии, его изображение есть на нашем гербе, – увлеченно рассказывает Ринат. – Бытует легенда: когда кураист хочет изготовить себе новый инструмент, он идет в поле, где растет тростник, внимательно изучает молодые побеги, выбирает один, помечает его и приходит сюда в следующем году. Если побег выстоял зиму и хорошо подрос, он произносит ритуальные слова: «Курай? – Да! – Где ты вырос? – В лесу! – Кто тебя срезал? – Кураист. — Для чего? – Чтоб играть!» – и с последним словом срезает тростник. Если же росток погиб, кураисту придется выбирать новый побег и ждать следующего года…

– Как вам на фестивале?

– Нас так здорово принимали! Вообще, «Садко» – это очень круто, здесь такая мощная энергетика! К сожалению, молодежь сегодня мало интересуется фольклором, а ведь в Башкортостане очень мощный пласт традиций. Поэтому мы выбрали свой путь: изучаем первоисточники, эпос, пропускаем через себя, обогащаем современными ритмами, аранжировками и потихоньку приобщаем слушателей. Легенда, немного музыки, чуть-чуть эпоса… И знаете, слушают!

Как иллюстрация сказанному, к Ринату подошли две девушки: «А у вас диск есть?». Следом – группа женщин постарше:

– Нам очень понравилось, но мы застали только конец выступления. Вы не исполните что-нибудь для нас?

– Конечно! – и Ринат, кликнув друзей, увлекает слушателей в тенек…

***

«Ну надо же, совсем другая культура!» – задумчиво и слегка озадаченно произнес мужичок рядом со мной, наблюдая выступление гостей из Индии. Видно было, что это стало для него своего рода открытием. Вот ради таких индивидуальных открытий и живет фестиваль «Садко». Долгих лет ему!




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.