Высшее руководство Новгородской области недавно побывало на Центральном городском рынке и озаботилось его проблемами.  А проблема, в общем-то, одна – объект не работает с должной эффективностью.

Загрузка торговых площадей на Центральном рынке приближается к максимальной лишь в выходные дни. В будни здесь тихо. Некоторое оживление наблюдается лишь «на фасаде»: велосипеды, детские игрушки, несколько промтоварных лотков. Внутри здания скучают три продавщицы с фруктами и приправами. Редких посетителей больше интересуют приютившиеся по периметру магазины. Лотки пустуют, и только ветер легко покачивает вывески.

А в это время на Карла Маркса у пешеходного перехода и у подземного перехода на Федоровском Ручье торгующие «с ящиков» сомкнули ряды так, что обойти их нет никакой возможности. Зелень, огурчики, лисички, черника, малина, копченая рыба, цветы, молоко... Мамочки с колясками пробиваются сквозь этот строй по проезжей части. Все попытки загнать стихию такой торговли под крышу терпят крах. Скандалы ежедневны, инспекции со штрафами регулярны, но ряды «бабушек» неистребимы. Выгода – вот кто здесь Власть!

Что происходящее выгодно продавцам – всем понятно. Меньше затратить – больше получить. Развал на углу, где происходит встреча «бабули» с ее «целевой аудиторией», для этого идеальное место – проверено и доказано опытным путем. Что выгодно потребителю? В принципе то же самое, что и продавцу: меньше затратить (денег на покупку, сил на поиски) – больше получить (количественно и качественно). Поэтому большинство новгородцев вполне довольны (и довольствуются!) теми мини-рынками, которые наличествуют в разных районах города. И только в случае особой эксклюзивности покупки выбираются в шоп-тур за пределы своего района. Закон рынка о том, что товар должен идти к потребителю, а не наоборот, хоть и не писан, но работает сейчас полноценно.

Чем же в этой ситуации может подкупить рынок Центральный? Вряд ли фирменными отделами крупных новгородских производителей: «Лактис», «Новгородский бекон», «Гвардеец» и прочих крупнейших новгородских производителей продовольственных товаров, которые должны появиться на рынке в результате задуманной Облпотребсоюзом реконструкции. Такие отделы есть и в других районах города, а до Центрального еще надо добраться. И даже если транспортное сообщение станет лучше сегодняшнего (а оно, обещают, – станет) – все равно это время (деньги) в пути.  Обещанный большой аквариум с живой рыбой все-таки не более чем элемент экзотики.

А вот если вместе с аквариумом на рынке появится серьезный рыбный магазин с хорошим ассортиментом качественной продукции и высоким качеством сервиса – это уже будет другое дело.  «Брать» надо либо соотношением цены к качеству, либо опять же – эксклюзивностью товара. Вот это уже на нас, покупателей, подействует. И вот тогда-то потребитель пойдет навстречу рынку...

Но откуда взять все это, если эксклюзивность производителям чаще всего не нужна, им, наоборот, нужен охват, а соотношение цены к качеству в нынешних условиях не может быть малым. Об этом говорит успешность «Кварталов», «Дикси», «Магнитов» и прочих «Лент» на новгородской земле, а на цене продаваемой на рынке продукции неминуемо скажутся ставки на аренду рыночных площадей, как бы, может быть, низки они ни были.

Короче, тут, как в том анекдоте: «всю систему менять надо». Тогда и рынок поднимется.

Да и потом, может, я и ошибаюсь, но мне почему-то кажется, что знаменитому одесскому «Привозу» никто из крупных руководителей никогда не помогал...

Комментарий специалиста.
Валентина Маслова, председатель комитета по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию Великого Новгорода:
– Поэтапная реконструкция Центрального рынка, проект которой разработан в Облпотребсоюзе, призвана сделать рынок лучше. Во-первых, он должен быть приведен в соответствие заявленному статусу рынка сельскохозяйственного, а во-вторых, в условиях серьезной конкуренции рынок, конечно же, должен стать более привлекательным. Думается, что крупный рыбный магазин обретет здесь своего покупателя, поскольку подобного ему в областном центре нет и пока не предвидится. По аналогии могут выстраивать свою деятельность и другие производители. Проект реконструкции рассчитан до 2010 года.

Фото Юрия ЗУЕВА