Если гора не идёт к Магомету…

24.07.2008

Если гора не идёт к Магомету...Высшее руководство Новгородской области недавно побывало на Центральном городском рынке и озаботилось его проблемами.  А проблема, в общем-то, одна – объект не работает с должной эффективностью.

Загрузка торговых площадей на Центральном рынке приближается к максимальной лишь в выходные дни. В будни здесь тихо. Некоторое оживление наблюдается лишь «на фасаде»: велосипеды, детские игрушки, несколько промтоварных лотков. Внутри здания скучают три продавщицы с фруктами и приправами. Редких посетителей больше интересуют приютившиеся по периметру магазины. Лотки пустуют, и только ветер легко покачивает вывески.

А в это время на Карла Маркса у пешеходного перехода и у подземного перехода на Федоровском Ручье торгующие «с ящиков» сомкнули ряды так, что обойти их нет никакой возможности. Зелень, огурчики, лисички, черника, малина, копченая рыба, цветы, молоко… Мамочки с колясками пробиваются сквозь этот строй по проезжей части. Все попытки загнать стихию такой торговли под крышу терпят крах. Скандалы ежедневны, инспекции со штрафами регулярны, но ряды «бабушек» неистребимы. Выгода – вот кто здесь Власть!

Если гора не идёт к Магомету...Что происходящее выгодно продавцам – всем понятно. Меньше затратить – больше получить. Развал на углу, где происходит встреча «бабули» с ее «целевой аудиторией», для этого идеальное место – проверено и доказано опытным путем. Что выгодно потребителю? В принципе то же самое, что и продавцу: меньше затратить (денег на покупку, сил на поиски) – больше получить (количественно и качественно). Поэтому большинство новгородцев вполне довольны (и довольствуются!) теми мини-рынками, которые наличествуют в разных районах города. И только в случае особой эксклюзивности покупки выбираются в шоп-тур за пределы своего района. Закон рынка о том, что товар должен идти к потребителю, а не наоборот, хоть и не писан, но работает сейчас полноценно.

Чем же в этой ситуации может подкупить рынок Центральный? Вряд ли фирменными отделами крупных новгородских производителей: «Лактис», «Новгородский бекон», «Гвардеец» и прочих крупнейших новгородских производителей продовольственных товаров, которые должны появиться на рынке в результате задуманной Облпотребсоюзом реконструкции. Такие отделы есть и в других районах города, а до Центрального еще надо добраться. И даже если транспортное сообщение станет лучше сегодняшнего (а оно, обещают, – станет) – все равно это время (деньги) в пути.  Обещанный большой аквариум с живой рыбой все-таки не более чем элемент экзотики.

А вот если вместе с аквариумом на рынке появится серьезный рыбный магазин с хорошим ассортиментом качественной продукции и высоким качеством сервиса – это уже будет другое дело.  «Брать» надо либо соотношением цены к качеству, либо опять же – эксклюзивностью товара. Вот это уже на нас, покупателей, подействует. И вот тогда-то потребитель пойдет навстречу рынку…

Но откуда взять все это, если эксклюзивность производителям чаще всего не нужна, им, наоборот, нужен охват, а соотношение цены к качеству в нынешних условиях не может быть малым. Об этом говорит успешность «Кварталов», «Дикси», «Магнитов» и прочих «Лент» на новгородской земле, а на цене продаваемой на рынке продукции неминуемо скажутся ставки на аренду рыночных площадей, как бы, может быть, низки они ни были.

Короче, тут, как в том анекдоте: «всю систему менять надо». Тогда и рынок поднимется.

Да и потом, может, я и ошибаюсь, но мне почему-то кажется, что знаменитому одесскому «Привозу» никто из крупных руководителей никогда не помогал…

Комментарий специалиста.
Валентина Маслова, председатель комитета по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию Великого Новгорода:
– Поэтапная реконструкция Центрального рынка, проект которой разработан в Облпотребсоюзе, призвана сделать рынок лучше. Во-первых, он должен быть приведен в соответствие заявленному статусу рынка сельскохозяйственного, а во-вторых, в условиях серьезной конкуренции рынок, конечно же, должен стать более привлекательным. Думается, что крупный рыбный магазин обретет здесь своего покупателя, поскольку подобного ему в областном центре нет и пока не предвидится. По аналогии могут выстраивать свою деятельность и другие производители. Проект реконструкции рассчитан до 2010 года.

Фото Юрия ЗУЕВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.