Доброй памяти Мастера

24.07.2008

Доброй памяти МастераЧто остается после человека? Память и его дела. Эдуард Николаевич Иванов оставил и то, и другое — память о светлом и добром человеке и свои картины, написанные талантливой и неравнодушной рукой. Будь то пейзаж, графика или полотна, в которые он вкладывал не только талант, но и душу, любовь к людям, окружающему миру.

Он проявил себя в творчестве, оставив свой, только его, след в искусстве художника. Он был очень земной, с живым воображением и видением мира. Любил охоту, рыбалку, спорт. Очень удивился, когда удалось поймать четырехкилограммового леща. Какой истинный рыбак устоит, чтобы не похвастаться таким уловом… И очень любил природу, общение с ней, используя каждую возможность для создания этюдов.

Отдельная страница жизни Эдуарда Николаевича – студия изобразительного искусства при городском Дворце культуры, существующая с 1970 года. До самого последнего дня он, уже тяжело больной, приходил сюда, к своим ученикам. Они любили его и ценили  советы мастера. Далеко не все из них стали профессиональными художниками, но они многому научились — видеть и понимать красоту окружающего мира, владеть кистью и карандашом.

Мне приходилось в мастерской Эдуарда Николаевича позировать в народной студии, бывать у него дома, смотреть картины и слушать его стихи. Видеть, как трепетно он относится к своей жене, Алле Васильевне, известному в городе доктору, детям. Семья была для него оплотом, источником вдохновения и любви. А это уже немало в нашей суматошной жизни.

К великому сожалению, приходится писать о нем уже в прошедшем времени. Увы. Все мы рано или поздно уходим. Ушел и он.

А начиналось все с кружка рисования в школе города Вязьма на Смоленщине. Учитель художник-самоучка С.В. Журавлев открыл перед детьми волшебный мир рисунка. Для Эдуарда это стало делом всей жизни. Первая выставка, потом – училище живописи имени В.Серова в Ленинграде и вторая премия на выставке за акварельный портрет А.П. Чехова. Иванов любил графику, в которой совершенствовался в Московском полиграфическом институте.

«Творчество всегда было загадкой для человека и удивляло людей, склонных к нему, – говорил Эдуард Николаевич в одну из наших бесед, – профессиональный художник всегда носит свои замыслы в памяти и сердце. Бывает внезапное озарение, и невозможно устоять от сиюминутного его воплощения. Забываешь про все и рисуешь».

Да, он забывал обо всем в своей мастерской. Домашние его понимали и старались создать условия. А ведь это так здорово, когда тебя уважают!

Как-то я спросила у него о его музе. И вот что услышала: «Что движет творчеством художника? Прежде всего любовь, потом чувство долга перед людьми и самим собой. Мне очень и очень повезло с выбором любимой женщины, с которой я познакомился в студотряде. С ней я как с самим собой, могу все решать и планировать. Она любит и глубоко понимает искусство. Ей я обязан, ей я бесконечно благодарен за возможность, забывая про все, отдаваться любимому творчеству. Она — моя муза». И это отношение к жене он воплотил в великолепном портрете Аллы Васильевны, который висит в одной из комнат их квартиры. Вошли в семейную галерею и  портреты детей: дочери, кандидата медицинских наук, и сына — архитектора.

Свободное время — дача в живописном месте, где Эдуард Николаевич написал много этюдов. Один из них подарил мне. Смотришь на него, на иван-чай, щедро разбросанный на лугу, и теплее становится на душе.

Заслуженный работник культуры России, член Российской Петровской академии наук и искусств, постоянный участник выставок — зональных, всероссийских, зарубежных, член Союза художников. Его работы — в музеях Смоленска, родной Вязьмы, дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, Русском музее Санкт-Петербурга…

Как-то на одном из занятий художественной студии речь зашла о современном искусстве, живописи. Эдуард Николаевич процитировал Александра Блока: «Но песня-песнью все пребудет, В толпе все кто-нибудь поет». «Цветы не перестанут цвести, а птицы — петь, художники — рисовать, время всех расставит на свои места», – сказал он тогда.

Оно и расставляло, отметая зависть, мелкие обиды и интриги. Большому мастеру и доброму, открытому человеку они не свойственны. Дело не в словах, а в делах. Эдуард Николаевич доказал это своим творчеством. И я очень рада, что успела написать о нем в одной из своих книг. Он оставил после себя добрую память и свободное место, которое предназначалось только ему.

 

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.