Мышь туриста ловит, или В поисках ядра

16.06.2011

Какой же российский город не мечтает стать центром туризма! Торговать впечатлениями от собственных красот, памятников истории и культуры представляется самым простым способом пополнить казну. На деле же завлечь туристов получается у немногих.

О том, как привлечь туриста, говорили на международном экономическом семинаре «Малый бизнес и туризм: приоритеты и основные направления развития» в рамках Первых Русских Ганзейских дней.

Сергей Корнеев, директор Северо-Западного отделения Российского Союза Туриндустрии (РСТ), вице-президент РСТ напоминает: туризм как отрасль экономики очень устойчива. Люди, познав вкус путешествий, уже не отказываются от них даже в тяжелые времена. В кризис падение объема туристических услуг было минимальным.

На Северо-Западе России туризм остается, по словам Корнеева,  основным генератором создания новых рабочих мест, в том числе в смежных сферах – транспорт, общественное питание.

В структуре туристского потока, отмечали участники семинара, происходят существенные изменения. При сохранении уровня организованного (группового) туризма резко увеличивается доля туризма  индивидуального.

– Главным оператором становится турист. Он уже не хочет пользоваться стандартными турами и стремится сам проектировать маршрут, – говорит Юлия Рыбакова, генеральный директор консалтинговой компании «ТурЭксперт – Северо-Запад».

– 80% туристов, прежде чем отправиться в поездку, обращаются за информацией в интернет, – приводит цифры Сергей Корнеев. – При этом 50% ориентируются на отзывы в социальных сетях.

Участникам семинара предложили активнее продвигать турпродукты в интернете, в социальных сетях.

Из 12 объектов культурного наследия ЮНЕСКО, которые расположены в России, напоминает Рыбакова, семь – на Северо-Западе. «Уникальнейший ресурс. Плюс близость к границам. Это позволяет развиваться на туристских рынках», – уверена она.

Но наш рынок туруслуг продолжает оставаться высокосезонным – основная нагрузка приходится на лето. «Мы не научились продавать русскую зиму».

Ключевым условием развития туризма должно стать развитие транспортной инфраструктуры, удешевление внутренних перевозок. Инфраструктурные транспортные проекты уже меняют и будут менять территории. С развитием дорог нарастает  внутрирегиональная доступность маршрутов.

Идёт специализация регионов. Они понимают, развивать все сразу нельзя. Определились направления: Карелия – активный туризм, Мурманск – рыбалка.

– Ситуация, когда ядром турпродукта выступали музеи, культурно-исторические памятники и вокруг них выстраивалась структура, исчерпала себя. Рынок традиционного культурно-исторического туризма больше не растет. При увеличении общего потока туристов в Петербург количество туристов в музеях даже снижается, – говорит Рыбакова.

Сегодня на рынок выходит новое поколение, для которого интерес представляют уже не столько музеи, сколько сами города и разные виды активности в них, связанные со здоровьем, релаксом, отдыхом, с новыми формами общения с детьми. И это будет определять политику – уверена эксперт.

Творческие кластеры, лофты, музейные кварталы – развитие нового формата городского пространства, привлекательного для туристов и горожан, – вот направление движения. Уже создается музейный квартал в Пскове, обсуждается дизайн-центр в Карелии.

Эти проекты, говорит Рыбакова, помогут удержать на территории самую творческую часть населения, позволив ей реализоваться, во-вторых, позволят создать конкурентоспособный продукт.

В этом контексте специалисты оценили идею создания в Новгороде музейного «квартала» на Торговой стороне. Заметив, что не только «ремесленные истории» могут быть потенциалом для развития.

– Модернизации требует ядро продукта, – акцентирует внимание Рыбакова. – Вопрос создания брендов, маркетинг, осмысленное продвижение на рынках – без этого в ближайшие годы ничего не сделать.

В процессе «осмысления» нарастает конкуренция. Сколько областей, вдохновившись опытом Великого Устюга, соперничают за право стать родиной какого-нибудь сказочного персонажа? Опыт ярославского города Мышкина тоже вспомнили. Мышки, ставшие брендом, привлекают в город до пяти экскурсионных теплоходов в день.

Интересен и опыт Белозерска. Маленький город использует не только свою историю, но и то, что в его окрестностях Василий Шукшин снимал «Калину красную». При поддержке семьи писателя и режиссера проводится фестиваль социального кино памяти Шукшина, открыт музей «Стоп-кадр». Кроме того, город раскручивает бренд Золотой рыбки, проводит фестиваль «Былины Белоозера», открыл музей старинных лодок (частная коллекция местного предпринимателя).  

О роли малого бизнеса в развитии туризма говорили много. Новгородская фирма «Экопромстрой» в турбизнес, как говорит ее директор Виктор Дмитриев, пришла случайно. Реализуя проект энергофермы, решили не только знакомить с энергосберегающими технологиями, но и предлагать эко-отдых. Сегодня Дмитриев уверен, эко-туризм – перспективное направление. Только вот региональные власти, сетует он, ориентированы больше на крупные проекты.  

– В ближайшие годы стоит важная задача – развить предпринимательство в культуре, дать людям систему поддержки, чтобы они запускали проекты, создающие ядро нового турпродукта, – итожит Рыбакова.

Польский монетный двор представил на семинаре памятные монеты, в том числе серии «Ганзейские города». Был предложен и эскиз подарочной монеты для Новгорода. Польские мастера предлагают изобразить на ней скульптуру «Медведь с контрабасом» новгородского художника Вадима Борового, которая уже много лет встречает покупателей у магазина «Диез».

– Скульптура не несет смысловой или политической нагрузки, – говорит руководитель «Диеза» Вадим Аликин. – Она создаёт хорошее настроение всем, кто проходит мимо. Возможно, тем и оказалась симпатична польским друзьям.

Несомненно, мы прислушаемся к опыту наших болгарских коллег.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.