Русской Ганзы все краски…

16.06.2011

Русской Ганзы  все краски...Более тысячи делегатов из российских и зарубежных городов, 350 мастеров и ремесленников, 120 аккредитованных журналистов (включая съемочные бригады с 29 видеокамерами на опере «Садко), сотни выступлений различных творческих коллективов и исполнителей, фестивали исторической реконструкции, театров, брейк-данса, огня, спортивные состязания – вот калейдоскоп четырех дней из жизни Великого Новгорода, отметившего День города и первым принявшего Русские Ганзейские дни.

Доброе начало

Русской Ганзы  все краски...Празднества стартовали вечером в пятницу на Ярославовом дворище. По Волхову крейсировали яхты, к главной сценической площадке подтягивались новгородцы и гости города. Улыбки, радостные приветствия и оживление ожидающих праздника людей. Все по-доброму, даже со стороны суровых, казалось бы, сотрудников милиции-полиции. «Помощь не нужна? У ребенка все нормально?» – останавливается патруль возле упавшего и взывающего к родителям юного велосипедиста. Забегая вперед, скажем – это доброе тепло новгородцы, вне зависимости от профессиональной занятости, сумели пронести сквозь все эти дни, показав себя настоящими, радушными хозяевами праздника.

А праздник меж тем начинается. Вдоль аркады Ярославова дворища проходят делегации городов Русской Ганзы. Словно доказывая извечный интернационализм Ганзейского союза (купечеству, да и далекому от политики обывателю до расовых предрассудков никогда дела не было), флаг Пскова несет африканец. У сценической площадки делегатов приветствует президент Союза русских ганзейских городов, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, напомнивший о значимости выбранного для праздника места.

Русской Ганзы  все краски...– Сюда пришел Ярослав Мудрый, здесь кипело народное вече. Сейчас здесь происходит встреча прошлого и настоящего, а через настоящее мы пойдем к будущему – надеюсь, мирно и без горестей, – говорит мэр.

Зачитывается приветствие президента Ганзейского союза Нового времени г-на Бернда Заксе, а Юрию Бобрышеву вручается переходящий символ Русских Ганзейских дней – нанизанные на связку десять увесистых ключей от городов Русской Ганзы. В небо взлетают голуби, чтобы доставить всем добрую весть – праздник в «государе Великом Новгороде» начался. В завершение официальной церемонии (по времени не затянутой, а потому стремительной и запоминающейся) открытия первых Русских Ганзейских дней звучит песня о Русской Ганзе – своеобразный гимн, авторами которого стали новгородцы Александр Леонов (музыка) и Дмитрий Иванов (текст).

Затем площадка перешла во владение творческих коллективов. Некоторые зрители пустились в пляс. Время проходит незаметно, часы пробили полночь. И грянул салют! Огненные вспышки раскрасили небо во все цвета радуги. По мощности и длительности фейерверк едва ли уступал тому, что довелось видеть на международных Ганзейских днях в 2009 году. Яркое начало яркого праздника.

 

Зарядное устройство

Русской Ганзы  все краски...Праздничное воскресенье начали с зарядки. Бодрой и массовой – да на главной площади города.
Идея общегородской праздничной физкульт-зарядки красива. Фитнес-клубы, сменяя друг друга, в течение получаса «гоняли» новгородцев прыжками и захлестами, и новгородцы (не менее 300 человек) с удовольствием «раскрутились». Впрочем, не только новгородцы — сам видел группу из Твери, которая, проходя мимо, решила тоже зарядиться…
А в первые ряды на первую зарядку встали первые лица. Губернатор, мэр, председатель городской Думы. Потренировались, как говорится, рядом с чемпионами: Ниной Трофимовой (гребля на байдарках, олимпийская чемпионка 1976 г.), Еленой Кириловой (спортивная акробатика, чемпионка Европы 2006 г.), Олегом Соколовым (футзал, чемпион Европы 2010 г.), Натальей Крикуновой (пауэрлифтинг, чемпионка мира 2003 г.). В такой компании не пофилонишь.
Русской Ганзы  все краски...Любопытный эпизод случился с фитнес-инструктором клуба «Универсал» Екатериной Линник. Во время ее выступления отказал радиомикрофон, но на качестве зарядки это никак не отразилось. Вот он, профессионализм.
Практически в режиме нон-стоп первая общегородская зарядка продолжилась фитнес-марафоном, участники которого в решающий момент переформировались  в слово «МИР». Подразумевая, что очевидно, — о, спорт…

 

Водный баскетбол 

Русской Ганзы  все краски...Косогор у монумента Победы – что трибуна стадиона. Внизу на воде – прямоугольник арены. Два щита по бокам, разве что без колец. И «лодочники» гоняют мяч, по уши в брызгах. И когда солнце так припекает, поневоле позавидуешь игрокам в кануполо.
А любопытная игра. Смесь гребного слалома с баскетболом. Такие же защитные построения, быстрые прорывы. Только фигура вратаря присутствует. Который веслом мячи от своего щита отбивает. Тоже непросто.
Организаторы «Кубка Новгородского кремля» по кануполо сделали зрителям удобно — на матчах работал комментатор, объяснявший, что да как. За что спасибо. Игра понравилась. Особенно встреча нашей мужской новгородской команды II дивизиона «Новгород» с московской «Три Стихии Лайт», целиком состоящей из игроков женской сборной России по кануполо. У них даже каяки в триколор были раскрашены. Никаких скидок на пол не предусмотрено – девушки играли очень мощно, вода бурлила, как на мстинских порогах. Но новгородские ветераны усомниться в своей силе не дали – 5:2.

 

1:0 в пользу Новгорода

Русской Ганзы  все краски...В старой Англии гонка по Темзе гребных «восьмерок» университетов Оксфорда и Кембриджа – старейшее и престижнейшее соревнование, которому уже почти 200 лет. Инициаторами ее стали 2 студента, оба Чарльзы – Меривейл и Уордсуорт. На Русских Ганзейских днях 2011 года по инициативе мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева на Волхове состоялась первая ганзейская гонка гребцов.
– Наш пробный шар, – как сказал директор СДЮСШОР по гребле Юрий Шуркалов.
Соревновались молодежные (студенческого возраста) восьмерки, команды ганзейских городов – Великого Новгорода, Твери и Пскова. Промчались под обоими нашими центральными мостами – Александра Невского и Пешеходным – и финишировали у гостиницы «Россия». К пущей радости гуляющих новгородцев в вышеперечисленном порядке. 1:0 в пользу Новгорода. К слову, счет в гонках на Темзе 80:76 в пользу Кембриджа.
А на церемонии награждения представители Новгородского отделения Сбербанка подарили новгородской школе гребли новую лодку. Только одиночку.

 

Вперёд в прошлое

Русской Ганзы  все краски...Ну и конечно же Ганза немыслима без реконструкторов. Они тоже элемент праздника, возможно, самый необходимый. Реконструкторы встали лагерем на Ярославовом дворище, разбили шатры, выставили караул и стали жить-поживать по законам феодального времени. Воины – сражаться (один на один, и 5 на 5, и все на всех), оруженосцы – оружие носить и починять, женщины – по хозяйству и для красоты.
Нынешний фестиваль реконструкции «Господин Великий Новгород» ограничился  историческим периодом XIII-XIV веков. Много нового узнали для себя новгородцы благодаря работе реконструкторов. Например, как были изобретены мужские штаны и откуда у них взялась ширинка. Или чем отличался по внешнему виду зажиточный новгородец от зажиточного европейца. Да в принципе тем же, чем и сейчас. Манерами…
Особым успехом пользовался конный турнир. Народу собралось – не протолкнуться. Мы с сыном пробрались на территорию лагеря конников, стояли меж палаток на пахучем сене. Смотрели, как копья ломают. Но страшно – особенно, если глянуть в глаза скачущей на тебя лошади. И неизвестно, остановится ли животное после столкновения… Так что, решили мы технику безопасности на официальных мероприятиях не нарушать. И убрались подобру-поздорову. Эмоций и так много.

 

Баттл выигрывает не движение, а мысль!

Русской Ганзы  все краски...Попал случайно на брейк-фестиваль и, что называется, «попал». На Летней эстраде шли баттлы. Этакие бои на выбывание. Как в боксе, но только танцевальные. Команды встают стенка против стенки и по одному (иногда по двое) выдают дэнс-реплики. И пусть названия команд в памяти не задерживаются (что-то типа «Фантастический кулак»), но то, что они вытворяют, останавливает и шокирует. Это высокая энергия, мастерство и, не побоюсь этого слова, искусство. Отточенное в боях. И что окончательно делает шоу, так это то, что, пока один крутится и встает на все мыслимые и немыслимые точки туловища, другие делают некие агрессивные жесты в отношении команды соперника. Подзадоривают, значит. И те выпрыгивают на сцену еще злее…
Оказывается, в хип-хоп религии существует 10 заповедей баттла. Одна из них вынесена в заголовок. А 10-я  звучит так: умей принять поражение. И когда жюри указывало пальцем на победителя, отправляя его в следующий раунд, проигравшие печалились недолго. Пару секунд.

 

Подводный сказ

 Русской Ганзы  все краски...– Рыбы пошли…пошли, пошли, это очень важно. А хвост корабля убираем. Конец песни – давай! Так, вот тут вылетают лебеди… О Господи, какие лебеди, голуби, конечно. Не пугаемся и радуемся! – в полуденном зное командует репетицией режиссер-постановщик оперы «Садко» Алексей Степанюк. В паузу между его репликами втискивается техническая служба: «Бутафоры, да приведите ваш флаг в порядок!». Настоящий муравейник – шутка ли, со стороны только Мариинского театра в постановке задействовано около 400 человек: артисты, музыканты, технический персонал.
Постановка оперы «Садко» (ее представили в первой авторской редакции Николая Римского-Корсакова, где нет супруги Садко Любавы, — более поздняя версия длительностью 4 часа 15 минут да еще и с антрактами в рамки open-air не вписывалась) в стенах Новгородского кремля вошла в праздничную программу, однако стояла некоторым особняком. Подготовка к ней началась еще весной – например, специально для Новгорода создавались новые декорации, изучались акустические нюансы звучания. Однако что-то, по признанию режиссерской группы, все же пришлось дорабатывать на ходу, в последний день. Впрочем, для Мариинского театра такой «экстрим» привычен – практика выступлений на открытом пространстве немалая.
– Я просто покорен Великим Новгородом, его чистотой, ухоженностью, гармоничностью, – поделился в перерыве Алексей Степанюк. – И сам Бог велел проводить здесь постановки любых русских опер – «Борис Годунов», «Царская невеста», «Хованщина»…
Генеральный директор ОАО «Художественно-производственное объединение» Игорь Ананских подтверждает – идея проводить в Великом Новгороде ежегодные музыкальные фестивали прорабатывается.
Русской Ганзы  все краски...Возле сцены – суета, а меж тем исполнитель партии «Садко» Виктор Луцюк играет с ребенком, отвечает по мобильнику, из которого раздаются мелодии из «Князя Игоря». «Сейчас не должно быть никаких отрицательных эмоций – они собьют все», – признается он. Его партнер – исполнительница партии Волховы Татьяна Павловская – посреди этого шума-гама успела зайти в Софийский собор и поклониться новгородским иконам.
Около шести вечера появляется маэстро Валерий Гергиев. «Вождь» Мариинки одет в строгий костюм, однако с демократичной кепкой, с журналистами краток: «Великая история Великого Новгорода требует адекватных ответов от всех нас – мастеров искусств, властей, чтобы напоминать – мы многим обязаны этому городу. Через 2-3 года постановку, вероятно, можно повторить, если приноровимся к техническим, а главное, погодным условиям. В целом проект ждет большое будущее».
Взмах дирижерской палочки – и возле стен Софии оживает вече, появляются река, лес – декорации и видеоинсталляции сменяют друга друга: Мариинский театр демонстрирует весь арсенал технических средств, его артисты – прекрасные голоса.
Однако – словно мистика – при появлении Царя Морского начинается дождь, который не прекращается до конца оперы. Обещанная для разгона облаков малая авиация в небе так и не появилась, дождь встает стеной, более половины из 4 тысяч зрителей уходят, под прикрытием зонтов остались лишь самые стойкие. Артисты же особого внимания на потоки воды не обращают, выкладываясь на 101%. Им, кстати, не впервой. Так, Виктору Луцюку уже пришлось выступать под ливнем, сидя на лошади, в Тихвине, где ставилось «Сказание о невидимом граде Китеже». Валерий Гергиев вспомнил постановку «Бориса Годунова» в Московском Кремле, где в мае пошел снег. «Вот куда ни приедем – всюду дождь!» – шутят артистки балета, просушивая в здании филармонии вымокшие костюмы.
Русской Ганзы  все краски...Те, кто остался на местах, – не пожалели. Пожалуй, второе действие было масштабнее первого. Проплыл корабль, на сцене предстало настоящее морское царство, в хороводе закружились рыбки-танцовщицы. Затем – самая трогательная и драматичная сцена – Волхова прощается с Садко и превращается в реку (по сцене растекается туман), и грандиозный финал – с включением звона настоящих новгородских колоколов и вылетающими белыми голубями. Стены кремля содрогнулись от оваций, а Валерий Гергиев счел должным поблагодарить зрителей за мужество.
Увы, без накладок при постановке не обошлось – тут и погода, и «гуляние» звука (дополнительная подзвучка велась через порталы колонок), и не совсем понятная работа видеорежиссеров, выводивших на экран в первом акте изображение только с одной камеры, и не совсем удачное расположение кресел. Но, как отметил Валерий Гергиев, это первый «новгородский» опыт, промашки возможны. Впрочем, ни музыканты, ни артисты Мариинского театра таковых не допустили вообще – с их стороны опера была представлена на высочайшем уровне.

 

…Обязательно вернёмся!

Русской Ганзы  все краски...Увы, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошли к концу первые Русские Ганзейские дни. Церемония торжественного закрытия прошла в воскресенье вечером там же, откуда и стартовал праздник – на главной сценической  площадке возле Ярославова дворища. На сцене мэры городов Русской Ганзы. Первое слово – президенту Союза Юрию Бобрышеву.
– Мы не занимаемся политикой, мы занимаемся делом. И нас всех объединяют наши общие традиции, наши корни. За эти дни мы, надеюсь, обогатили друг друга. Отдельно хочу поблагодарить новгородцев, которые сделали все, чтобы праздник состоялся. Отмечу, что спектр мероприятий сейчас был больше, нежели на XXIX Ганзейских днях Нового времени, – отметил Юрий Иванович.
Вслед за этим новгородский мэр передал своему коллеге из Белозерска Александру Шаленинову ту самую связку ключей от городов Русской Ганзы – именно Белозерску, отмечающему в будущем году 1150-летие, принимать Русские Ганзейские дни — 2012. Также Александр Шаленинов и мэры других городов получили клавир и текст песни о Русской Ганзе – им эти стихи теперь учить. По крайней мере, Юрий Бобрышев на сцене уже спел новый гимн вместе с творческими коллективами.
Но, несмотря на официальное закрытие, праздник продолжался – работали ремесленные ряды, исторические площадки. Как обычно, бурный людской поток крутился возле Ганзейского фонтана.
– О, Ганзейский фонтан! Говорят, надо монетку туда кинуть, чтобы в Новгород вернуться, – говорит один мужчина приятелю. Ответ моментальный:
– Кидать? А зачем? И так обязательно вернемся!




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.