Из истории новгородского городского самоуправления

Мы продолжаем листать страницы деяний городского самоуправления, прошедшего за многие годы путь от веча, наместников и посадников до городского Совета, Думы и мэра Великого Новгорода.

Страница четвертая.
Городовые положения

В 60-х годах XIX века в связи с ростом числа городов и численности населения перед руководством Российской империи встал вопрос о дальнейшей реформе городского самоуправления. Александр II определил и внедрил самоуправление в двух формах – городской и земской.

По Городовому положению (от 16 июня 1870 года) в 509 городах предусматривалась замена сословных дум новыми городскими всесословными думами, избираемыми на 4 года. Новгород согласно Высочайшему повелению оказался в числе 45 центров страны, где новый закон вводился немедленно.

По этому Городовому положению новые городские думы становились распорядительными органами, а непосредственными исполнителями их решений стали городские управы. Во главе того и другого органов стояло одно лицо – городской голова. Жители, владеющие недвижимостью и платящие городу налоги, имели право избирать и быть избранными в городскую Думу.

В 1870 году из 17 тысяч жителей города такое право получили менее 500 человек, в выборах 1871 года участвовали 158 человек. В городскую Думу было избрано 36 гласных (депутатов). Среди них: 10 дворян и разночинцев, 20 купцов и именитых граждан. Первым городским головой был избран купец Я.И.Журавлев.

Несмотря на небольшое число избирателей, исполнению Городового положения дал высокую оценку министр внутренних дел в письме новгородскому губернатору Э.В.Лерхе: «...по городу Новгороду занятия по введению Городового положения происходило с большим знанием дела и имело результат достойный уважения».

В 1888 году гласных в новгородской городской Думе было уже 60 человек, позднее пополнилась специалистами (врачами, инженерами, архитекторами) и городская управа.

В начале своей деятельности и Дума, и управа были в определенной степени самостоятельными, занимались вопросами транспорта, освещения, коммунальных служб, деятельностью просвещения, общественного призрения, здравоохранения в городе. А также принятием граждан в члены мещанского, купеческого обществ, строительством театра, ремонтом кремля, содержанием памятника «Тысячелетие России», открытием публичных библиотек, утверждением сметы доходов и расходов в городе, ряда налогов.

Сроки проведения заседаний городской Думы могли определяться городским головой, губернатором или по предложению не менее 20% депутатов.

Городская Дума имела (недлительное, правда, время) печатный «Новгородский листок». 11 ноября 1881 года вышел его первый номер. В этом издании видное место отводилось публикациям решений Думы, ее обязательным постановлениям. В частности, о запрете выбрасывать нечистоты на улицу, об обязанности домовладельцев проводить необходимый ремонт зданий, примыкающих дворовых территорий и т.п.

Подготовленность этих постановлений и своевременная их публикация, несмотря на резкую порой критику журналистов «Новгородского листка» на не решаемые городской Думой вопросы, вызвало официально похвалу министра внутренних дел. О деятельности управы, о заседаниях Думы давали материалы также газеты «Новгородская неделя» и «Новгородская жизнь».

Городская управа проводила регулярный осмотр всех подвальных и угловых квартир с целью определения их пригодности к жилью, занималась организацией общественных прачечных для беднейшего населения, развитием коммунальных служб.

В 1899 году в губернском Новгороде был запущен водопровод протяженностью 23 версты, мощностью 85 тысяч ведер в день при 8 водоразборных колонках и таксой в 30 копеек за 100 ведер воды.

В 1902 году в Новгород для участия в торжественном открытии постоянного городского моста приехал Великий князь Владимир Александрович, которому вручили деревянное блюдо с изображением герба города, вновь построенного моста, памятника «Тысячелетие России», Софийского собора (отреставрированного в 1900 году) и водоподъемного здания городского водопровода.

Небезуспешно Новгородская городская Дума боролась за отчисления в городскую казну средств от трактирного промысла, сокращение времени работы трактирных учреждений, взыскание недоимок даже со своих работников.

Почти с самого создания городские органы самоуправления подверглись притеснениям. Активность Думы и управы вызывала недовольство губернатора, его служб. Уже в августе 1879 года царским указом органы городского самоуправления обязывались повсеместно представлять на утверждение губернатора список лиц, принимаемых городскими властями на постоянную работу. Создавались условия для контрреформы местного городского самоуправления.

Сокращение прав городской Думы и управы, постоянное оглядывание на губернатора и его подразделения – все было заложено в новом Городском положении (1892 год). Эта городская реформа ограничивала принципы выборности гласных, в значительной степени заменяла выборность депутатов на назначение. Расширяла рамки правительственного контроля. В городах копии со всех постановлений городской Думы представлялись городским головой губернатору и вступали в силу, если последний «не усмотрит в оных нарушение законов».

Слабость городского управления определялась и слабостью бюджета города, в котором свыше 50% уходило на содержание полиции, отопление и освещение тюрьмы, содержание общественных зданий, памятников, мостов. И неслучайно в начале XX века Новгородская городская Дума была вынуждена признать, что «…хозяйство Великого, но бедного Новгорода находится далеко не в блестящем виде».

По новому Положению резко изменяется и процент имеющих право голосовать и в губернских центрах. Если на выборах 1884 года в Новгороде  право голоса имели 4% населения, то на выборах 1897 года – 1,1%. Более значительным стал имущественный ценз. Функционирующее тогда в Новгороде городское управление в подавляющем большинстве представляли лица купеческого сословия. В 1893 году из 29 гласных Думы 19 были из того же сословия.

Не только в расходовании средств, но порой и при решении ординарных вопросов городская власть постоянно оглядывалась на губернаторские службы. Так, новгородский электротехник Николай Губарев обратился к городскому голове с предложением об устройстве в городе телефона. Есть резолюция: «ожидать получение циркуляра из канцелярии губернатора».

Свыше 6 лет рассматривала Дума предложение директора народных училищ Новгородской губернии об открытии в Новгороде ремесленной школы для ребят 13-18 лет по шести видам ремесел. Губернское земство брало на себя материальное поощрение учащихся. Решение не было принято.

Реформы 70-х и 80-х годов породили тип городских учреждений, который основывался, помимо всесословности и имущественного ценза, фактически на разделении самоуправления. Несмотря на серьезные недостатки в деятельности городского самоуправления при выполнении статей Городовых положений, налицо были и факты положительной деятельности городской Думы и управы.