Пробег по небу — 100 лет спустя

21.07.2011

Пробег по небу - 100 лет спустя«Русской авиации принадлежит блестящее будущее…»  Это слова выдающегося летчика Александра Алексеевича Васильева, который 100 лет назад стал победителем первых русских состязаний самолетов. Это был дерзкий для того времени сверхдальний перелет по маршруту Санкт-Петербург – Москва, значительная часть которого прошла, как вы догадываетесь, над Новгородчиной. А теперь современные покорители неба – пилоты легкомоторной авиации в честь круглой даты организовали свой перелет по тому же маршруту. Во вторник утром самолеты и планеры встречали на аэродроме  в Борках.

Чисто в небе. Чисто по-русски

– Эй, а что это там за вертушка в зоне аэропорта?! – возмущенный возглас кого-то, видимо, из ответственных лиц. В небе пролетает вертолет, которого здесь явно не ждали. И приказ радисту: – Свяжись с ней!

– Так они не выходят!

– Попробуй по (набор цифр) каналу… Убирай их! Что за дела такие?.. Идут посадки, пространство занято, и откуда-то несанкционированный борт, – продолжает недоумевать переживающий за безопасность полетов товарищ, пока молчит рация… – А, вот уже ответили!

– Транзитом проходят! Из Волховского!

Вертолет берет в сторону и скрывается из виду. Всем легче.

Да уж, не хватало нам ЧП. Да и Борки – аэродром все же учебный. ДОСААФ-овский.

 

По чему бы ударить?

Пробег по небу - 100 лет спустяА на траве «Борков» уже отдыхает, играясь с солнцем, вертолетик сопровождения соревнований. Ведь перелет Питер – Москва – это именно соревнования, проводимые Федерацией сверхлегкой авиации России. Летят на время, выполняя задания, фотографируя контрольные точки. Остап Бендер когда-то ударил автопробегом по бездорожью. Наши пилоты тоже могли бы ударить перелетом по состоянию дел в авиации. В какой-то мере они так и делают. В небольшой. Для этих совершенно особенных людей гораздо важнее иное: летать.

– 300 тысяч примерно стоимость такого аппарата, в разобранном виде, – обсуждают меж собой пилоты достоинства вышеописанного вертолета. – Для заграницы это вообще не деньги. Да и я бы нашел. Но… купишь, соберешь. А потом? Куда ставить, где обслуживать, как получить кучу разрешительных бумаг? Опять же, бензин особый и очень дорогой. Вот это отпугивает. Не готово у нас в стране ничего для такой техники! Как было 100 лет назад все в зачаточном состоянии, так и осталось.

Нет, не все. В 1911-м перелет Санкт-Петербург – Москва поддерживало государство. К старту и финишу подтянулись десятки тысяч людей. Сам император Николай II прислал единственному долетевшему до цели пилоту Александру Васильеву приветственный адрес. Сегодня все проще, уровень уже не тот. Но все-таки сто лет прошло – чего ж вы хотели.

 

Первым делом самолеты

И вот уже приземлились ожидаемые частные самолеты. Один явно промышленного производства, с возможностями амфибии, а еще два – «борта» попроще. Наступает очередь планеров или парапланов, которые возникают далеко в небе маленькими цветными птицами. После посадки пилот одного из них снимает шлем. И оказывается девушкой. Судя по лейблу на комбинезоне – Ольгой Плотянской.

– Секунду, сейчас немного приду в себя, – говорит она и, открыв термос, с облегчением прикладывается к чаю. – Просто летели с 5 утра, постоянно в напряжении, дважды садились на дозаправку…

– А какая там, наверху, скорость?

– Зависит от ветра, если он встречный, то относительно земли может получиться и 40 км/час. Ну а при хорошем раскладе можно около 100 развить.

– Давно этим делом увлекаетесь?

– Летаю? Давно – почти 100 лет уже… С 1998 года.

– Вы по навигатору летите?

– Мы – нет. По обычной карте. А ребята некоторые, знаю, используют навигаторы.

– Летательный аппарат самодельный?

– Конечно, многое в нем сделано или переделано вручную… Крылья вот покупаем, а остальное – в основном самодельное.

 

Не без сучка и не без задоринки

Пробег по небу - 100 лет спустяА тем временем один из участников пролета исчез. Ну не с радаров, конечно, они тут без надобности, но потерялся, хотя по всем расчетам должен был уже быть. Пилоты по-шушукались, поделились информацией, организаторы озабоченно забегали с телефонами в руках. Что-то случилось. Надо поднимать вертолет, обозначать район поиска!

– Готов? – спрашивают пилота.

– Да что там готовиться? Ключ повернуть!

И вертолет взмыл. Видимо, пилоты уже определились, где искать, потому что вернулись они достаточно быстро. Оказывается, один параплан заблудился, прошел мимо Борков вдоль линии Ильменя в сторону города, а потом у него кончилось горючее, и он совершил, что называется, вынужденную посадку.

– Сел на дорогу, – рассказывает пилот. – Там еще поле присмотрел скошенное, но на асфальт надежнее!

Коллеги похлопывают героя по плечу. Правильно сделал! Всяко бывает… Сейчас уже техника годами проверена, можно сказать, на высоте, а вот на заре-то авиации, в 1911-м, летчикам приходилось гораздо хуже. Под Чудовом, Новгородом, Крестцами, Валдаем случались поломки, а значит, и жесткие посадки и у тех машин, что стремились в Москву. Знаменитый авиатор Сергей Уточкин, вечный балагур, перед стартом бросил: «Лечу в Москву пить чай! Скоро буду!». Однако под Крестцами потерпел крушение, сломал обе ноги и ключицу. Был в том перелете и, увы, погибший участник…

А заблудиться – на 100% от этого не застрахует даже GRRS. Да в конце-концов, Васильев тоже заблудился в 1911-м: из Волочка полетел не на Тверь, а на Ржев. Да, это стоило ему мирового рекорда. Но лучшим стал все равно он.

А нынешние авиаторы, встреченные хлебом-солью, экскурсионной, развлекательной программой на Новгородской земле, передохнув, взяли курс на Мошенское. Эх, когда-то не так и давно наши бабушки туда на танцы по выходным летали на «кукурузниках». И цены были адекватные. А сейчас… нет, еще не наступила она,золотая эпоха, для нашей авиации.

– Лет на 100 мы отстаем от развитых стран, – сказал один из пилотов.

– Но все равно мы летали, летаем и будем летать! – резюмировал другой.

И они пожали друг другу руки.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.