Годы 1577 – 1583. Башни, бастионы и куртины

07.08.2008

В силу разных причин главная тема этих Седмиц – крепостные сооружения Новгорода. Причём, речь пойдёт об укреплениях, относящихся к разным временам и находящихся в различном состоянии. Какие-то древние укрепления совсем исчезли из городской панорамы, другие до сих пор гордо диктуют нам планировочные решения и транспортные развязки города, а некоторые сиротливо ждут или полного разрушения, или заботливого отношения и восхищения туристов. При этом будем помнить, что за каждой вальной насыпью и торчащей между современными крышами башенкой укрыта бездна исторических свидетельств. Без них город и его жители могут окончательно предать забвению очень важные страницы своей истории. И тогда даже самые драматичные эпизоды прошлого могут повториться…

«ЗЕМЛЯНЫЕ ГОРОДА»

Годы 1577 – 1583. Башни, бастионы и куртиныВ 1575 году Иван Грозный после недолго перемирия возобновил военные действия в Ливонии. Поначалу всё складывалось в пользу русских войск. Были взяты города Пернов (Пярну) и Апсаль (Хапсалу). Русская армия вышла на просторы Балтики на всём пространстве от Риги до Ревеля (Таллинна). Только эти два города оставались в руках недругов – Ригой владели литовцы, а Ревель был захвачен королём Швеции. И вот тут-то начались проблемы.
В 1576 году королём Польши стал Стефан Баторий – трансильванский князь, известный воинственным нравом и политическими амбициями. Под его началом Польша воспрянула от внутренней смуты и отказалась признать русские завоевания в Ливонии. Поляки заключили союз со шведами и начали готовиться к военным действиям против России. В 1577 году шведы осадили Нарву, а уже в июле 1579 года вторглись в новгородские земли. Одновременно Стефан Баторий объявил войну Русскому государству и с 15-тысячной армией захватил Полоцк.
Попытки Ивана Васильевича примириться с ненасытным Баторием успехом не увенчались. В 1580-81 гг. поляки захватывают Великие Луки, а шведы тем временем прибирают к рукам Нарву, Ивангород, Ям, Копорье…
В эту гибельную для северо-западных областей России пору только восточные успехи тешили царёву душу. Это покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, который в октябре 1581 года занял столицу Сибирского ханства Кашлык.
Самым страшным событием Ливонской войны стала осада Пскова войсками Стефана Батория, начавшаяся в сентябре 1581 года. Она заставила Ивана Грозного обратиться к усилению северо-западных крепостей, в число которых попал и Новгород. В 1582 г. началась реконструкция оборонительной системы города.
В первую очередь модернизации подверглись укрепления Кремля – его каменно-кирпичные стены и башни уже не спасали от пушечных ядер. Чтобы  подавлять артиллерию врага из своих пушек, с напольной стороны Кремля был возведён Малый Земляной город (МЗГ). Известия об этом строительстве сохранились в Псковской летописи под 1582 г.: “Поставиша город Земляной в Новегороде”.
Новгородские источники упоминают строительство МЗГ в связи с отводом под его территорию дворовых участков, что зафиксировано Писцовой книгой Леонтия Аксакова. Судя по тексту, многие дворовые места в центре города запустели после опричного погрома 1570 года. Собственно, царю было наплевать на мнение горожан, поэтому даже уцелевшие и зажиточные дворы в самом центре города просто сносились под предлогом нужд военного времени.
Если новгородцы и могут вспомнить добром Ивана Грозного, так это по поводу Кремлёвского парка – ведь он появился именно на территории Земляного города после того, как в 1820-х годах были срыты его бастионы и засыпаны рвы.
Малый Земляной город представлял довольно передовую для того времени крепость, в которой отразились общеевропейские фортификационные идеи. По мнению А.Н. Кирпичникова, появление “земляных городов”, или “тарасов” (от фр. terrasses — земляная насыпь), в России относится к середине XVI века. Кстати, от этих самых «тарасов» получил своё название ручей Тарасовец, а точнее, ров, огибающий с юго-востока Торговую сторону.
Укрепления МЗГ представляли собой земляные возвышенные площадки — бастионы (от итал. bastionato – «выступающая постройка»), соединенные валами-куртинами (от. итал. curtine – «завеса»).
В это же время были проведены и серьёзные работы по укреплению Окольного города. В частности, в 1580-х годах появились береговые деревянные стены, соединившие Окольный город и Земляной город в единую оборонительную систему. Общая длина внешней оборонительной линии Новгорода достигла 11 км!
На стыке Окольного города и береговых укреплений на Софийской стороне были возведены каменные круглые башни – Алексеевская (Белая) и Петровская. Из них сохранилась только Белая башня, а Петровскую, стоявшую неподалёку от нынешнего «Интуриста», разобрали на камень в середине XVIII века. Жаль, но и красивая Белая башня пока стоит бесполезным форпостом на южном въезде в город в ожидании музейщиков и туристов.
Военные приготовления Ивана Грозного в Новгороде и неудача под Псковом вынудили поляков и шведов сложить оружие. В феврале 1582 года был подписан Ям-Запольский мир с Речью Посполитой, а в 1583 году наступило Плюсское перемирие со Швецией.

ГОРОДИЩЕ В РАСКОРЯКУ

Годы 1577 – 1583. Башни, бастионы и куртиныИстория Городища как резиденции новгородских князей со времён Рюрика фактически заканчивается в годы правления Ивана Грозного. По мнению академика В.Л. Янина, именно здесь разыгралась одна из трагических сцен 1570 года, когда царские опричники разгромили и уничтожили древний архив с документами, относящийся, в основном, ко времени Новгородской республики. Об этом свидетельствуют сотни свинцовых вислых печатей, горстями залегающих в культурном слое Городища.
С 1570-х годов Городище превращается в деревеньку на прибрежном холме, где свидетелями былого расцвета остаются лишь густо стоящие каменные и деревянные церкви, которых еще в XVII-XVIII веках было шесть. До наших дней сохранилась только руина церкви Благовещения (1103, 1343 гг.)
На рубеже XVIII-XIX вв. через южную часть Городища по проекту директора водных коммуникаций России Якова Сиверса был прорыт канал, соединивший Волхов и Мсту. Исторически цельная территория древнего поселения разделилась на мысовую часть и центральный холм. Печально, но ширина Сиверсова канала непрерывно увеличивается за счёт размыва глинистых берегов и культурного слоя, что особенно усугубилось с появлением мощных моторных лодок.
Ещё в начале XX века посещение Городища порождало весьма романтическое настроение у историков и художников. Лучше всех об этом написал Николай Рерих в 1910 году: «Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль. На Торговой стороне белеют все храмы, что «кустом стоят». Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Всё как на блюдечке за золотым яблочком».
Вот только после Рериха ещё была жуткая история со строительством железнодорожной насыпи под самым боком Городища и Нередицы в 1914-1918 гг. А потом ещё война… Но в наиболее странном положении Рюриково Городище оказалось в период подготовки к 1140-летию Великого Новгорода. Городские власти, прислушавшись к настойчивым требованиям археологов включить «старый город» в черту Новгорода, взяли да и провели в 1999 году административную границу ровно посередине древнего поселения. Теперь Городище живёт в раскоряку: вроде бы и город, но при этом и район. На официально закрытом кладбище у ц. Благовещения каждый год появляются новые могилы, уничтожающие археологические комплексы в культурном слое.
А ведь у нас под носом первоклассный памятник эпохи возникновения Древнерусского государства! С ним не сравнится ни Ладога, так и не ставшая городом, ни Киев, где следы древнерусского поселения появляются лишь в начале X века. Ни один скандинавский турист не миновал бы этого места, услышав имя норманнского князя Рюрика. Вот бы показать наше богатство, рассказать о нём на ценнейшей коллекции предметов, собранной за 30 лет непрерывных раскопок! Но только нет туда ни дороги, ни туристского маршрута, нет там и треклятой инфраструктуры.
Зато именно в Городище есть прямые свидетельства первых событий истории Новгорода, отсчитываемой с 859 года. И до тех пор, пока Городище будет пребывать в запустении, люди, всерьёз относящиеся к истории Отечества, будут иронично хмыкать, в очередной раз услышав, что Великий Новгород отмечает 1150-летие в нескольких километрах от того места, где началась его славная история. Или всё-таки закончилась?

ИТАЛЬЯНЦЫ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

1578 г. – «Государство Новгорода Великого некогда было самым обширным из всех русских княжеств. Власть над ним сначала получил по жребию варяг Рюрик, а наследники его расширили свою державу до самой Греции. Для того времени Новгород имел обширнейшие владения, разделённые на пять частей, и держава его, вытягиваясь далеко на восток, юг и север, граничила с Литвой, Финляндией, Швецией и с самой Норвегией». Александр Гваньини (Италия, Польша). «Описание Московии».
1581-82 гг. – «Я склонен считать, что в Смоленске, Новгороде и Пскове насчитывается одинаковое количество народа – то есть, когда нет войны, они в конечном итоге насчитывают по 20 тысяч жителей в каждом… Новгород был построен в древние времена почти в виде круга, а в прошлом году некий римский архитектор окружил его валом и заключил близлежащий монастырь в новые укрепления. Выдающиеся вперед из этого вала укрепления, расположенные на соответствующих местах для того, чтобы помешать врагам взобраться (на вал), могут выдержать натиск больших осадных орудий». Антонио Поссевино (Италия). «Московия».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.