На линии прицела…

11.08.2011

На линии прицела…Андрей Иванович Колодин – известный в нашем городе преподаватель фотографии. Хотя сам он предпочитает называть себя скромно – тренер. Но, безусловно, самый опытный: почти 10 лет отданы любимому делу. Примерно столько существует в Великом Новгороде авторская школа-студия фотографии, созданная им, действующая нынче при новгородском Доме фотографии. При нем же теперь и единственный городской фотоклуб «МЫ», практически ровесник школы-студии, где Андрей Иванович – художественный руководитель со дня основания.

– Андрей Иванович, недавно Вы с ребятами из фотоклуба «Мы» и руководитель проекта «Дом фотографии» Сергей Борисович Пухачёв  участвовали в телевизионной программе «Есть контакт», где был поднят, казалось бы, давно уже решённый вопрос – «является ли фотография искусством?». Мне, как зрителю, показалось, что контакта не состоялось, разговор был ни о чём…

– Эту передачу так и хочется назвать «Короткое замыкание». Мы были просто обескуражены, скажем так, этическим уровнем этого ток-шоу… У нас в фотоклубе (хотя это  тоже молодежная аудитория!) совершенно иная культура общения да и собственно фотографии. Вообще, мы по сию пору недоумеваем, зачем нас туда пригласили, если, дав слово, тут же его и отняли. Думается, как раз по той простой причине, что фотография, какую мы исповедуем, нимало не интересовала собравшихся в студии.  Как профессиональный журналист да и просто как, позволю себе заявить, воспитанный человек уверен, что вести телепрограмму в стиле «Давайте поболтаем!» – это не только дурной вкус, но и своего рода провокация: говорить в жанре клоунады на тему, которая действительно требует серьезного, грамотного исследования, недопустимо. Абсолютно правильно Сергей Борисович подытожил: «Да, такая фотография, о которой сегодня здесь говорили, это не искусство».

– Вы подчеркнули, что у Вас иная культура фотографии. В чём она выражается?

– Принципиально у нас две позиции, которые нерушимы. Первая – доброжелательность, вторая – честность: реалистическая фотография во всех её жанрах и проявлениях. И главное: интеллигентное, трепетное даже отношение к предмету светописи. Тогда для безвкусицы просто не остается места. Сергей Пухачёв, опытный искусствовед и галерист, не случайно пригласил фотоклуб «МЫ» для участия в проекте. Опять же цитирую его: «Гламур и розовых девочек мы сюда не пустим». Кстати, именно после того окаянного эфира возник мощный всплеск звонков от желающих заниматься у нас в школе-студии. Так что с этой точки зрения телепрограмма задачу выполнила.

– В передаче прозвучала обида: почему это попасть в фотоклуб «Мы» можно только через авторскую школу-студию?

– Отвечу так: если вам это не нравится, создавайте свой фотоклуб! Кто вам мешает? Десятилетиями предпринимались попытки создать городской фотоклуб, но все они были обречены на провал. Не могли решить, кто будет командир, кто кого должен учить. Именно поэтому у нас есть школа-студия, проходя через которую люди усваивают хороший художественный фотографический вкус. Если  это происходит, то приглашаем в фотоклуб. Что в этом абсурдного? Мы очень бережём ту атмосферу и тот уровень фотографической культуры, которые есть в фотоклубе «МЫ». Для их сохранения у нас и создан «инкубатор».

– Прозвучал и такой вопрос: «Фотография – бизнес или искусство?»

– Сама постановка вопроса, мягко говоря, не в ладах с логикой. Отсюда возникают совершенно пустые дебаты. Смотря какая фотография! Одна – бизнес, другая – искусство. Причём, и искусство может быть бизнесом, что и доказывают многочисленные галереи мира. Сейчас все эти вопросы возникают по той причине, что фотографов развелось – прорва! Каждый, кто купил более-менее серьёзную камеру, уже считает себя «профи». Теперь, с развитием фототехники, каждый может нажать на кнопку и сделать прекрасный вид, скажем, кремля. Так он и так прекрасен! Если техника позволяет всё это регистрировать с высокой степенью точности, то возникает ошибочное впечатление, что я создал фотографическое произведение. Да не ты, а твоя камера, классно сделанная японцами. А ты-то тут при чём? Закат, прилив, птичка, цветочек – они и так прекрасны! Позанимавшись фотографией несколько месяцев, иной уже открывает свою студию и напропалую снимает амбициозных девушек, да к тому же не очень разборчивых: всё им нравится (ну, в смысле,сами себе нравятся) да ещё деньги за это платят, и, надо сказать, немалые. И уже: «Ух ты, я – фотограф!». Да будет! Каким ты был, таким ты и остался. Просто фотоаппарат у тебя хороший. И возникает недоуменный вопрос: искусство это или нет? Большой процент снимающей братии ушёл в сторону этакого фотографического угара (если не сказать определеннее). Когда фотография становится ремеслом, в этом, наверное, ничего плохого нет, но к настоящей фотографии, к искусству, она отношения не имеет. Другой разговор, что и ремесленник может стать художником.

– Как определить, какая фотография настоящая?

– Это вопрос нравственности, духовности, если хотите. Единственным критерием является собственный внезапный и непременно мощный душевный отклик. Если он есть и при этом позитивен – это искусство, фотография настоящая. Причём под позитивом разумеется не обязательно что-то веселящее душу. К примеру, есть такое увлечение – фотографировать «мерзость запустения». Можно снять какой-нибудь загаженный, разграбленный дом. И кого-то это ещё потрясёт, видите ли, эстетически. Какая же здесь эстетика?! Иное дело, если кадр снят с сожалением, чувством скорби, сострадания, сопереживания. Эти чувства всегда позитивны, и фотография будет настоящая. А когда мы мерзость смакуем – то какой в этом смысл кроме собственно смакования? Это уж, скорее, извращение. Реализм и натурализм — это далеко не одно и то же! Совершенно очевидно, что происходит намеренное стирание рамок. Кич, пошлятина усиленно навязывается обывателю и выдаётся за произведение искусства… Хорошая фотография всегда радует до глубины души, даже если вызывает тяжёлые переживания. НО ОНА НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ВУЛЬГАРНОЙ.

– В чём отличие профессионала от любителя?

– Профессионал от дилетанта отличается чуть-чуть. Вот это могучее «чуть-чуть» и решает всё, оказывается мощной опорой для создания настоящего образа. Это не моё: читайте, к примеру, у Брюллова…

– Что же главное для начинающего фотографа?

– Главное – надо понять, что регистрация действительности не есть создание художественного образа. А начинающие фотографы по большей части регистрируют: «Ой, какой цвет!». Ну, цвет. Ты его делал? Нет. «Ой, какая резкость!». Ты её делал? Нет. Аппараты-то работают на «автоматах». Вот если бы он вращал диафрагму, менял выдержку и понимал, что после этого происходит. Это было бы уже волевое участие в создании снимка. И это только начало. А главное – видение. Выдающийся  исследователь современной фотографии Анри Вартанов говорил: «Фотографировать надо до покупки фотоаппарата – глазами». Это очень хорошая мысль. А то: «Дай, дай фотоаппарат!». Ну, на – и ты его раб! А он должен быть всего лишь инструментом.

– Подытоживая наш разговор: художественная фотография – один из видов изобразительного искусства?

– Да, но культура живописи или графики всё-таки серьезно отличается от культуры фотографии. Нельзя отрицать их близость, конечно: общее в композиции, в свете…  Многие пытаются, подражая живописи, сделать методом фотографии картинки. Любая имитация – это ведь тоже плохо. У фотографии совершенно свои приёмы, способы, методы. Существует (как и в живописи!) «проблема перевода» – перевода объективной действительности на язык образа. Это «Отче наш» в искусстве. И если некий художник пишет портреты, словно делает четкие снимки, так это ещё вопрос, хорошо ли это. В то же время, если фотография не резкая, то говорят: «Ой, неудачная!». Кто сказал? Картье-Брессон говаривал: «Резкость – это буржуазные предрассудки». Бывает, не резкие кадры отличает высочайшая экспрессия! Опять же у Брессона есть формула: «Решающий момент». То есть всё решает наивысший градус человеческих эмоций, душевных переживаний. С одной стороны, фотографу труднее – надо этот момент поймать. С другой – легче: этот снимок будет правдив донельзя. В творческом понимании фотография стоит в одном ряду с поэзией. Только надо (еще раз Брессон!) «поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце».

Я занимаюсь с людьми, слава Богу, единомышленниками, проповедуя, насколько могу, честную фотографию. А пижонство, имитация и гламурчик – для меня это отрыжка, дурной вкус. Реалистичная фотография может быть и постановочной, это уже давным-давно доказано мастерами. Взять Юсуфа Карша или нашего Малышева – стопроцентная постановка! Первое впечатление, когда смотришь на эти работы: «Ну и что, и я так могу…» Давай! Ничего не получится. Простота не есть примитивность,  она очень тяжело достигается. Есть еще одна формула, выведенная великим мастером светописи: «Если на фотографию можно смотреть более двух минут, то она настоящая». А попробуй посмотреть хотя бы минуту на какой-нибудь гламур – заскучаешь…

– Значит, надо слушать сердце?

– Разумеется! Если, конечно, сердце не окаменело…




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.