Годы 1591 – 1597. Опасные забавы

21.08.2008

Последнее десятилетие XVI века мало чем отмечено в новгородской истории. Впрочем, это можно расценивать как передышку в жизни города. Позади остались ужасы опричного разгрома, а впереди уже надвигалась тьма смутного межвременья. Московская власть, на несколько лет погрязшая в разбирательствах вокруг престолонаследия, оставила новгородцев в покое.При этом события в стране происходили тревожные: стотысячная армия крымских татар в 1591 году чуть было не захватила Москву. В том же году 15 мая в Угличе внезапно погиб ещё один наследник Ивана Грозного, 9-летний царевич Дмитрий. По версии первого официального расследования мальчишка погиб от неосторожности. Играя с четырьмя друзьями в «ножички», он вдруг забился в приступе эпилепсии и упал горлом на нож. Мать царевича, Мария Нагая почти сразу объявила, что царевича зарезал подосланный Борисом Годуновым убийца. За кем была ложь, а за кем правда – историки спорят до сих пор. Но очень многое повернулось в русской истории вокруг этого ножичка.

ПУШЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА

В условиях внутренних неурядиц и неоправданных репрессий, во второй половине XVI века на Руси возникли такие явления, как диссидентство и эмиграция. Одним из первых «политических» стал ближайший сподвижник Ивана Грозного  князь Андрей Курбский, сбежавший в Литву и заклеймивший преступления русского царя в своей переписке с ним.
Не остался в стороне от этого процесса и Новгород. Уже в 1570-80-х годах первая волна новгородских эмигрантов достигает Швеции. Туда бегут от опричных погромов, конфискации имущества, просто для спасения жизни. Новгородский историк Геннадий Коваленко посвятил этому сюжету небольшой очерк в книге «Кандидат на престол». В ней он рассказывает о судьбе новгородца Афанасия Шемякина, появившегося при дворе шведского короля ещё в 1573 году.
Годы 1591 – 1597. Опасные забавыВ надежде выслужиться перед шведской короной, Афанасий выдал некоторые государственные секреты, в том числе поведал королю Юхану III о татарских вторжениях в Россию. Тем самым он дал в руки монарху важные аргументы для продолжения войны с русскими. За это Юхан повелел выдавать Афанасию более 5 литров рейнского вина ежедневно, а также закрепить за ним 7 слуг и 10 лошадей из королевских конюшен. В последовавшем после этого обращении к русским князьям, воеводам, архиепископам, монахам, дворянам и прочему люду Юхан III провозгласил, причём по-русски: «Вы можете предаться нам, чтобы служить нам, и вы должны сделать это так, чтобы в наши руки перешли такие города, как Нотебург (Орешек – С.А.), Кексгольм (Корела – С.А.) со всей Карелией, а также Копорье, Ям и вся Ингерманландия, а также Ивангород со всеми владениями царя в Ливонии… Если же другие более отдалённые города, такие, как Новгород, Псков, Обдор… по собственной воле отрекутся от клятвы и службы, которые они принесли московскому Великому князю, и поклянутся честно и верно служить нам… то все наместники этих городов сохранят за собой эти города до тех пор, пока они живы…»
Карьера Шемякина, впрочем, скоро пошла на убыль. Перешедшие на сторону шведов в 1585 году в Кореле бояре Семенский и Сабуров открыли Юхану III страшную тайну. Они утверждали, что Афанасий был послан русским царём, чтобы отравить шведского короля вместе с семьёй. Король клюнул на эту «дезу». Он повелел арестовать и пытать перебежчика, и с 1588 года имя Афанасия Шемякина исчезает из документов: видимо, он был умерщвлён.
Ведя сложную дипломатическую игру с агрессивными соседями и практически проиграв Ливонскую войну, русские цари постоянно наращивали боеготовность своей армии. Особенно успешным в конце XVI века стало на Руси пушечное дело. Ещё в 1555 году Иван Грозный писал новгородским дьякам: «Как к вам пушкари приедут, то вы немедля велите новгородским кузнецам сделать 600 ядер железных по кружочкам, какие посланы с пушкарями. Ядра делать круглые и гладкие, как им укажут пушкари».
Мастера-оружейники не только доводили до совершенства исторически сложившиеся типы орудий, но и разрабатывали новые образцы артиллерийской техники. Имена знаменитых мастеров Андрея Чохова, Семёна Дубинина и Булгака Ноугородова составляют гордость русской артиллерии. Андрей Чохов с 1568 по 1632 год изготовил не менее 27 мощных орудий, длина которых составляла от 0,9 до 4,7 м. Самым ценным среди них, несомненно, является Царь-пушка – крупнейшее артиллерийское орудие всех времён и народов с калибром ствола в 89 см.
В традициях времени все свои пушки Чохов любовно называл собственными именами и закреплял на стволах символы этих названий. Так появились пищали (бескаморные орудия) с характерными названиями «Инрог» (Единорог), «Три Аспида» (аспид – крылатый змей), «Волк», «Лев», «Скоропея» (Скорпион).
Годы 1591 – 1597. Опасные забавыИменно «Скоропея», изготовленная в 1590-м году, со временем оказалась в Новгороде. Попала она сюда из Пскова уже после Смутного времени, видимо, в 1620-е годы. Эта крупная пушка (вес ядра более 16 кг!) была установлена у ворот Кремля со стороны Великого моста. Рядом была размещена пищаль «Свиток» (вес ядра ок. 10 кг), отлитая учеником Чохова Семёном Дубининым в 1591 году. «Скоропея» и «Свиток» были самыми крупными орудиями в артиллерийском парке Новгорода в XVII веке. Они не только прикрывали подходы к Кремлю с воды, но могли простреливать и Торговую сторону. Замечу, калибр орудий в то время определялся не диаметром ствола, а весом заряда. Единицей измерения служила весовая мера гривенка – 409,51 гр. Совокупный вес выстрела всех пушек Кремля во второй половине XVII века составлял 41,5 кг.
Дальнейшая судьба новгородских пищалей Чохова тоже небезынтересна. Зимой 1699/1700 гг. обе пищали были «прихвачены» Петром I в поход на шведов и оказались брошены русской армией во время поражения под Нарвой. Швеция вернула пушки в Россию после окончания Северной войны в 1721 году. Царь Пётр повелел не переплавлять старинные пищали, а сохранить как исторические реликвии. Спустя почти двести лет обе пушки являются гордостью и украшением Артиллерийского музея в Петербурге.
От «пушечных» времён в Новгороде сохранился ещё один вид реликвий – огромные каменные ядра, складированные у южной стены Софийского собора. Такими снарядами стреляли из «можжир», или по-современному мортир – орудий навесного боя. Калибр этих орудий доходил до полуметра.
Время появления «могучей кучки» ядер у Святой Софии точно не установлено. Скорее всего, ядра были извлечены из земли при раскопках Новгородского музея в южной части Кремля в 1938-41 гг. За последние 60 лет, пожалуй, ни один турист, а уж тем более падкий на «войнушку» мальчишка не смог удержаться от соблазна взгромоздиться на древние пушечные снаряды и «щёлкнуться» на память.

ПОПОЛНЕНИЕ НОВГОРОДИКИ

Годы 1591 – 1597. Опасные забавыК новому учебному году и к предстоящему 1150-летию родного города юное поколение новгородцев получило первый подарок. В издательстве «Первый класс» (Санкт-Петербург) вышло в свет учебное пособие для 6-7 классов под заголовком «История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XV века».
Небольшая по объёму книга (245 стр.) вместила в себя базовый набор познавательной информации и любопытных фактов из истории Великого Новгорода и его средневековых владений. Авторы, учителя истории Наталья Варнаева и Ирина Семёнова, настойчиво шли к изданию этой книги последние 8 лет. Учебник роскошно иллюстрирован, снабжён отсылками к наиболее важным историческим источникам и научным публикациям. Чего только стоит постоянная рубрика «Запомни!». Прочитаешь на очередной странице «Запомни! 1136 год – изгнание князя Всеволода из Новгорода!» и начинаешь соображать, что новгородское чувство свободы неотделимо от решительных действий в её защиту.
Думается, что чтение нового пособия (тираж составляет 4 тыс. экземпляров) скрасит вечернее времяпрепровождение не только школьникам, но и их родителям, старшим братьям и сёстрам. Об этом же говорит во вступительном слове академик РАН, Почётный гражданин Великого Новгорода Валентин Янин: «Я уверен, знания о родном крае нужны каждому человеку, кем бы он ни был, какую бы дорогу в жизни ни выбрал».

Археологическая пятница

22 августа в Лектории Новгородского музея (Кремль) состоится общегородская «археологическая пятница», на которой будут подведены итоги нынешнего сезона раскопок. Перед новгородцами выступят организаторы и руководители археологических работ в Великом Новгороде, на Рюриковом Городище, в Старой Руссе, Любытинском районе, в том числе академик РАН В.Л. Янин, члены-корреспонденты РАН Е.Н. Носов и П.Г. Гайдуков.
Археологам есть о чём поведать в этом году любителям истории, ведь одних только берестяных грамот найдено уже 12, и некоторые из них являются беспрецедентными по адресации и содержанию! Нас ждут увлекательные рассказы о найденной в районе Десятинного монастыря древнейшей русской тюрьме, о кладе монет с Михайловой улицы, о тайнах Владычного двора, открытых этим летом.
С 17 часов в зале Лектория начнёт работать небольшая выставка с наиболее интересными находками. А сама «пятница» откроется в 18.30. Приглашаются все желающие, вход свободный.
 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.