Научиться быть успешным
Каждый день, чтобы попасть на свое рабочее место, она взбирается на 4 этаж по высокой и широкой лестнице. А потом до десятка раз в день, а может, и больше, ходит «вниз-вверх». И при этом радуется, что одна ее мечта так просто воплощается в жизнь.
Какая? Не располнеть! Что же касается двух других, то «не состариться» и «сыграть в теннис с Тимо Болом, второй ракеткой мира» — тоже вполне реальные. Более нереально заменить все старые окна на стеклопакеты и отремонтировать фасад школы! – считает учитель русского языка и литературы школы №14.
Уже 26 лет работает Ирина Львовна Шанаева в этой школе, которая давно стала ее вторым домом. Она любит ее и никогда не хотела изменить профессии школьного учителя. «Мой дом рядом со школой, это удобно. Я человек традиций, люблю постоянство. Не знаю, хорошо это или нет…». Такие, как она, мне всегда казались выходцами из потомственных семей педагогов. Но я ошиблась.
– Я из ленинградской семьи. Папа – профессор, художник, скульптор; мама – экономист, математик. Родители видели меня научным работником, преподавателем университета, а я хотела в школу, учить детей, – рассказывает Ирина. – Кстати, мама первая заметила мой менторский тон и пресекла это на корню, внушая, что все мы люди, – эта истина стала одним из первых жизненных открытий.
Сегодня, когда обо мне говорят, что я «учитель, обладающий современным педагогическим мышлением, активный, умеющий нестандартно решать образовательные и жизненные задачи», улыбаюсь и думаю, что родители могут мною гордиться.
Она «дружит» со временем, разделяя увлечения детей компьютерами и прочими достижениями науки и техники. Конечно, как учителю ей приходится реагировать на такое всеобщее бедствие, как мобильные технологии, которые лихорадят школу. И сознавать, что подчас ребята экипированы техникой лучше учителей, а главное, они более продвинуты. «Школы держат глухую оборону. А надо ли, если сотовый телефон – жизненная необходимость? Может, мобильник не такое уж зло?» – задается вопросом учительница.
Она уверена, что школьники, привыкшие думать и общаться короткими фразами, и во взрослой жизни окажутся более мобильными, а безграмотность и ограниченность не от сотового телефона: если ребенок плохо знает русский язык и пишет с ошибками, то такими же безграмотными будут и эсэмэски.
Вот только с пропажей у детей интереса к чтению она мириться не собирается и пытается найти причину явления. Понимая своих коллег, которые обвиняют в этом телевизор, компьютер, улицу, предлагает учителям часть вины взять на себя. И для начала вернуть на урок собственно ЧТЕНИЕ.
– Кажется, мы только и делаем, что этот бедный текст разбираем. Дети умеют видеть тему, обозначить идею, найти позицию автора, А вот читать текст? Зачем? Читать можно красина уроке надо, не жалея времени. Пусть ученик захочет прочитать так, как учитель: ярко, эмоционально, выразительно. Пусть это станет нормой.
В этом деле, считает педагог, нельзя обойтись без помощи родителей. «Мы потеряли традицию семейного чтения… с мамой, с папой, с бабушкой. Пора восстанавливать хорошее!» А родителям креативных и продвинутых детей, которые таковыми себя ощущают, она советует дать в руки ребенку электронную книгу, потому что уверена: им точно захочется разобраться в том, как это работает.
На ее уроке литература получается несколько «осовремененной», с применением технических средств. Дети приходят в школу не с огромным томом «Войны и мира», а с компьютерной распечаткой домашнего задания. А если не могут ответить на какой-то вопрос, она разрешает поискать ответ в мобильном Интернете.
В 2007 году у Ирины Шанаевой учились увлеченные рэпом (но «прохладные» к литературе!) ребята. И получилось так, что именно через него они открыли для себя классиков.
– Когда я начала читать стихи Марины Цветаевой «Расстояние: версты, мили…», они сказали: «Вы что, прикалываетесь? Это же рэп группы «Многоточие», – вспоминает учительница.
Она ответила, что послушает этот трэк, сомневаясь в душе, что такая группа вообще существует, а им предложила познакомиться со стихами Марины Цветаевой. Затем учитель и ученики обменялись мнениями и «пересеклись».
Ирина Львовна поддержала их группу, ребята еще два года очень успешно выступали на школьных концертах. На экзамене по литературе они свою тему представили в виде рэпа. Это было необычно.
Свои приемы и методы педагог изложила в работе «Стратегия актуализации культурного опыта школьника», выделила несколько тактик, одна из которых – «тактика культурной открытости», рассказывала про рэп.
– Культурный опыт ребенка очень маленький, его нужно учитывать. Как только он становится интересным для нас, учителей, дети видят это и откликаются, – поясняет Ирина Шанаева. – Вот на этом и был построен инновационный проект. Мне это все понравилось, и я решила, что в конкурсах участвовать надо!
«Вкусив» в 2006 году первый для себя конкурс лучших учителей России, она уже не может остановиться: «Сейчас так много программ, всегда можно найти что-то по душе. Мне интересно всегда!» И надеется, что термин «профессиональное выгорание» обойдет ее стороной.
Своими знаниями с удовольствием делится с коллегами и учениками. И вполне закономерно, что в Интернет-блогах нынешние школьники и вчерашние выпускники называют ее одной из самых любимых учительниц.
Сетевые сообщества, различного рода конкурсы, ассоциации – все это она старается держать в поле зрения и выбирать то, что интересно и полезно как учителю и человеку, потому что уверена: это обязательно найдет отклик в сердцах ребят.
– Мне представляется, – говорит Ирина Львовна, – что учитель обязательно должен быть успешным. Эту хорошую привычку мы должны передать ученикам, запрограммировать их на успех, маленький или большой, личный или общественный, резонансный.
Ирина Львовна не соглашается с расхожим утверждением, что в школе дети готовятся к жизни, потому что знает: они здесь живут и здесь же выбирают профессию. А вот «как» и «какую» – вопросы несколько отдаленного будущего. Время все расставит по своим местам, уверена она.
Что же касается человеческого времени, именуемого статистикой «периодом трудоспособного возраста», то в ее судьбе оно просто не значится. Почему?
– Учитель – это не профессия, это жизнь. На пенсию не уйду, – улыбается она. – Без детей, школы, уроков жизнь уже не имеет смысла…
Ирина Шанаева – победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений России в рамках национального проекта «Образование» (2006, 2011 годы), финалист российского конкурса «Учитель года России-2008», награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ». Указом Президента РФ в 2010 году Ирине Шанаевой присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».