Научиться быть успешным

08.09.2011

Научиться быть успешнымКаждый день, чтобы попасть на свое рабочее место, она взбирается на 4 этаж по высокой и широкой лестнице. А потом до десятка раз в день, а может, и больше, ходит «вниз-вверх». И при этом радуется, что одна ее мечта так просто воплощается в жизнь.

Какая? Не располнеть! Что же касается двух других, то «не состариться» и «сыграть в теннис с Тимо Болом, второй ракеткой мира» — тоже вполне реальные. Более нереально заменить все старые окна на стеклопакеты и отремонтировать фасад школы! – считает учитель русского языка и литературы школы №14.

Уже 26 лет работает Ирина Львовна Шанаева в этой школе, которая давно стала ее вторым домом. Она любит ее и никогда не хотела изменить профессии школьного учителя. «Мой дом рядом со школой, это удобно. Я человек традиций, люблю постоянство. Не знаю, хорошо это или нет…». Такие, как она, мне всегда казались выходцами из потомственных семей педагогов. Но я ошиблась.

– Я из ленинградской семьи. Папа – профессор, художник, скульптор; мама – экономист, математик. Родители видели меня научным работником, преподавателем университета, а я хотела в школу, учить детей, – рассказывает Ирина. – Кстати, мама первая заметила мой менторский тон и пресекла это на корню, внушая, что все мы люди, – эта истина стала одним из первых жизненных открытий.

Сегодня, когда обо мне говорят, что я «учитель, обладающий современным педагогическим мышлением, активный, умеющий нестандартно решать образовательные и жизненные задачи», улыбаюсь и думаю, что родители могут мною гордиться.

Она «дружит» со временем, разделяя увлечения детей компьютерами и прочими достижениями науки и техники. Конечно, как учителю ей приходится реагировать на такое всеобщее бедствие, как мобильные технологии, которые лихорадят школу. И сознавать, что подчас ребята экипированы техникой лучше учителей, а главное, они более продвинуты. «Школы держат глухую оборону. А надо ли, если сотовый телефон – жизненная необходимость? Может, мобильник не такое уж зло?» – задается вопросом учительница.

Она уверена, что школьники, привыкшие думать и общаться короткими фразами, и во взрослой жизни окажутся более мобильными, а безграмотность и ограниченность не от сотового телефона: если ребенок плохо знает русский язык и пишет с ошибками, то такими же безграмотными будут и эсэмэски.

Вот только с пропажей у детей интереса к чтению она мириться не собирается и пытается найти причину явления. Понимая своих коллег, которые обвиняют в этом телевизор, компьютер, улицу, предлагает учителям часть вины взять на себя. И для начала вернуть на урок собственно ЧТЕНИЕ.

– Кажется, мы только и делаем, что этот бедный текст разбираем. Дети умеют видеть тему, обозначить идею, найти позицию автора, А вот читать текст? Зачем? Читать можно красина уроке надо, не жалея времени. Пусть ученик захочет прочитать так, как учитель: ярко, эмоционально, выразительно. Пусть это станет нормой.

В этом деле, считает педагог, нельзя обойтись без помощи родителей. «Мы потеряли традицию семейного чтения… с мамой, с папой, с бабушкой. Пора восстанавливать хорошее!» А родителям креативных и продвинутых детей, которые таковыми себя ощущают, она советует дать в руки ребенку электронную книгу, потому что уверена: им точно захочется разобраться в том, как это работает.

На ее уроке литература получается несколько «осовремененной», с применением технических средств. Дети приходят в школу не с огромным томом «Войны и мира», а с компьютерной распечаткой домашнего задания. А если не могут ответить на какой-то вопрос, она разрешает поискать ответ в мобильном Интернете.

В 2007 году у Ирины Шанаевой учились увлеченные рэпом (но «прохладные» к литературе!) ребята. И получилось так, что именно через него они открыли для себя классиков.

–      Когда я начала читать стихи Марины Цветаевой «Расстояние: версты, мили…», они сказали: «Вы что, прикалываетесь? Это же рэп группы «Многоточие», – вспоминает учительница.

Она ответила, что послушает этот трэк, сомневаясь в душе, что такая группа вообще существует, а им предложила познакомиться со стихами Марины Цветаевой. Затем учитель и ученики обменялись мнениями и «пересеклись».

Ирина Львовна поддержала их группу, ребята еще два года очень успешно выступали на школьных концертах. На экзамене по литературе они свою тему представили в виде рэпа. Это было необычно.

Свои приемы и методы педагог изложила в работе «Стратегия актуализации культурного опыта школьника», выделила несколько тактик, одна из которых – «тактика культурной открытости», рассказывала про рэп.

– Культурный опыт ребенка очень маленький, его нужно учитывать. Как только он становится интересным для нас, учителей, дети видят это и откликаются, – поясняет Ирина Шанаева. – Вот на этом и был построен инновационный проект. Мне это все понравилось, и я решила, что в конкурсах участвовать надо!

«Вкусив» в 2006 году первый для себя конкурс лучших учителей России, она уже не может остановиться: «Сейчас так много программ, всегда можно найти что-то по душе. Мне интересно всегда!» И надеется, что термин «профессиональное выгорание» обойдет ее стороной.

Своими  знаниями с удовольствием делится с коллегами и учениками. И вполне закономерно, что в Интернет-блогах нынешние школьники и вчерашние выпускники называют ее одной из самых любимых учительниц.

Сетевые сообщества, различного рода конкурсы, ассоциации – все это она старается держать в поле зрения и выбирать то, что интересно и полезно как учителю и человеку, потому что уверена: это обязательно найдет отклик в сердцах ребят.

– Мне представляется, – говорит Ирина Львовна, – что учитель обязательно должен быть успешным. Эту хорошую привычку мы должны передать ученикам, запрограммировать их на успех, маленький или большой, личный или общественный, резонансный.

Ирина Львовна не соглашается с расхожим утверждением, что в школе дети готовятся к жизни,  потому что знает: они здесь живут и здесь же выбирают профессию. А вот «как» и «какую» – вопросы несколько отдаленного будущего. Время все расставит по своим местам, уверена она.

Что же касается человеческого времени, именуемого статистикой «периодом трудоспособного возраста», то в ее судьбе оно просто не значится. Почему?

– Учитель – это не профессия, это жизнь. На пенсию не уйду, – улыбается она. – Без детей, школы, уроков жизнь уже не имеет смысла…

 

Ирина Шанаева – победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений России в рамках национального проекта «Образование» (2006, 2011 годы), финалист российского конкурса «Учитель года России-2008», награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ». Указом Президента РФ в 2010 году Ирине Шанаевой присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.