Виктор Назаров: «Не тупик, а ступенька развития»

08.09.2011

16 сентября Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского открывает новый сезон. По традиции мы встретились с директором театра Виктором Назаровым, чтобы поговорить о перспективах и творческих планах труппы на ближайший год.

– Виктор Евгеньевич, по городу ходят упорные слухи, что театр могут в ближайшее время закрыть на реконструкцию…

– С нашей стороны сделано все, что необходимо: проведено обследование состояния здания, его систем и механизмов. Оно ляжет в основу проекта реконструкции. Надеюсь, в течение сентября в Администрации области будет принято решение о выделении средств – в первую очередь, на разработку проекта, а затем и на саму реконструкцию.

– Реконструкция – это не просто ремонт, она подразумевает масштабные изменения.

– Проблемы старения здания с годами накапливаются и действительно требуют масштабных фасадных и внутренних работ. Но пока проекта нет, я могу говорить только о том, чего хотелось бы.

Во-первых, сделать посещение театра доступным для людей с ограниченными возможностями – пандусы снаружи, подъемные устройства внутри театра, место в зале, где человек сможет посмотреть спектакль, не покидая инвалидного кресла. Сегодня эту проблему приходится решать с помощью волонтеров. Должна войти в проект и реконструкция остекленной части кровли над зрительским фойе – с утепленной кровлей в фойе будет намного комфортней. Есть проблемы с внешней мраморной облицовкой здания, которая страдает от погодных условий, особенно на 40-метровой высоте – возможно, она будет заменена на более устойчивый к внешнему воздействию материал.

– Да и материально-техническая база устарела…

– Все театры сегодня переходят на более современный свет, звук, сценические механизмы, которые дают возможность интересней использовать декорации, менять сцены… Очень надеюсь, что все это у нас будет. Но, конечно, мы осознаем, что реконструкция – это не на месяц, и театру достаточо долгое время придется вести «кочевой» образ жизни, арендуя сценические площадки и забыв о премьерах.

– Пока этого не случилось, чем порадуете?

– Сезон мы открываем спектаклем «Шикарная свадьба», который очень весело и азартно играют молодые, красивые, энергичные актеры. А в октябре в афише по традции появится классика – спектакль «Женихи», именно так поначалу называлась пьеса Гоголя «Женитьба». Ставит ее московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Горник, и, скажу честно, за годы работы я не видел человека более подготовленного, досконально знающего материал. Спектакль получается очень авторским, не похожим ни на что, виденное ранее.

А на малой сцене в октябре выйдет спектакль по пьесе Александра Молчанова «Убийца», отмеченный на зимней творческой режиссерской лаборатории. Ставит его режиссер из Петербурга Галина Бызгу.

– Как идет подготовка к одному из главных событий осени – XV Международному фестивалю камерных спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского?

– Рекордное количество заявок! 12 коллективов изъявили желание поучаствовать в фестивале: Театр молодого актера из Вологды, мхатовский курс Константина Райкина, несколько профессиональных театров Москвы и Петербурга, Сербии, Беларуси, Челябинска, Саранска. Поэтому впервые за всю историю фестиваля придется делать отбор.

В этом году мы решили расширить рамки фестиваля и предложили новгородским фотохудожникам интересный проект: снять серию работ по произведениям Достоевского с участием актеров театра драмы. Должна получиться интересная фотофантазия – кто-то по-своему увидит «Братьев Карамазовых», а кто-то, возможно, найдет современного Раскольникова или Мышкина… В ноябре выставка пройдет в нашем театре, затем планируем показать ее в Старой Руссе, а также зимой на творческой лаборатории, которая будет посвящена творчеству Федора Михайловича.

– Кто возглавит жюри фестиваля?

– К сожалению, Георгий Тараторкин в этом году приехать не сможет из-за проблем со здоровьем. Мы предложили возглавить жюри Евгению Миронову, ему эта тема близка – он воплотил образ писателя в фильме «Достоевский». Миронов очень заинтересовался предложением, но в этом году принять его не может из-за занятости. Сейчас возможность возглавить жюри рассматривает Владимир Этуш.

– Виктор Евгеньевич, многих интересует, долго ли будет оставаться «обезглавленной» труппа театра? Есть ли убедительная кандидатура на роль главного режиссера?

– Это очень серьезный вопрос, и, чтобы он решился, должно сойтись много обстоятельств. Во-первых, человек должен иметь режиссерское образование, состоять в Гильдии режиссеров. Во-вторых, недостаточно, чтобы в его режиссерском багаже была пара удачных спектаклей – за плечами должен быть богатый опыт работы в других театрах, желательно в должности главного режиссера или худрука. Наконец, кандидат должен иметь возможность и желание занять это место. Например, я был бы рад видеть на этом месте Дмитрия Горника. Но захочет ли он? Ведь гораздо проще быть приглашенным режиссером: приехал, поставил спектакль и уехал, и при этом не нужно вешать на себя груз проблем, связанных с репертуаром, заполненностью зала, пополнением труппы…

Важен еще один момент: не только мы в режиссере, но и он должен нуждаться в нас. Он должен дорожить театром, любить его, болеть за него.

– А будет ли он иметь возможность заниматься постановкой за пределами нашего театра?

– Я ничего не имею против. Но и он не должен противиться приглашению на постановку в наш театр других режиссеров – нельзя писать театральную афишу одним почерком. И зрителям, и нашим актерам необходимо давать возможость знакомиться с иной режиссерской школой, образованием, взглядом, менталитетом. Для интересных режиссеров у нас всегда открыта дверь.

Так что те, кто считает, что это тупик, – неправы. Это одна из ступенек развития, а проблемы мы обязательно преодолеем. Думаю, вопрос с главным режиссером решится уже этой осенью.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.