Виктор Назаров: «Не тупик, а ступенька развития»
16 сентября Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского открывает новый сезон. По традиции мы встретились с директором театра Виктором Назаровым, чтобы поговорить о перспективах и творческих планах труппы на ближайший год.
– Виктор Евгеньевич, по городу ходят упорные слухи, что театр могут в ближайшее время закрыть на реконструкцию…
– С нашей стороны сделано все, что необходимо: проведено обследование состояния здания, его систем и механизмов. Оно ляжет в основу проекта реконструкции. Надеюсь, в течение сентября в Администрации области будет принято решение о выделении средств – в первую очередь, на разработку проекта, а затем и на саму реконструкцию.
– Реконструкция – это не просто ремонт, она подразумевает масштабные изменения.
– Проблемы старения здания с годами накапливаются и действительно требуют масштабных фасадных и внутренних работ. Но пока проекта нет, я могу говорить только о том, чего хотелось бы.
Во-первых, сделать посещение театра доступным для людей с ограниченными возможностями – пандусы снаружи, подъемные устройства внутри театра, место в зале, где человек сможет посмотреть спектакль, не покидая инвалидного кресла. Сегодня эту проблему приходится решать с помощью волонтеров. Должна войти в проект и реконструкция остекленной части кровли над зрительским фойе – с утепленной кровлей в фойе будет намного комфортней. Есть проблемы с внешней мраморной облицовкой здания, которая страдает от погодных условий, особенно на 40-метровой высоте – возможно, она будет заменена на более устойчивый к внешнему воздействию материал.
– Да и материально-техническая база устарела…
– Все театры сегодня переходят на более современный свет, звук, сценические механизмы, которые дают возможность интересней использовать декорации, менять сцены… Очень надеюсь, что все это у нас будет. Но, конечно, мы осознаем, что реконструкция – это не на месяц, и театру достаточо долгое время придется вести «кочевой» образ жизни, арендуя сценические площадки и забыв о премьерах.
– Пока этого не случилось, чем порадуете?
– Сезон мы открываем спектаклем «Шикарная свадьба», который очень весело и азартно играют молодые, красивые, энергичные актеры. А в октябре в афише по традции появится классика – спектакль «Женихи», именно так поначалу называлась пьеса Гоголя «Женитьба». Ставит ее московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Горник, и, скажу честно, за годы работы я не видел человека более подготовленного, досконально знающего материал. Спектакль получается очень авторским, не похожим ни на что, виденное ранее.
А на малой сцене в октябре выйдет спектакль по пьесе Александра Молчанова «Убийца», отмеченный на зимней творческой режиссерской лаборатории. Ставит его режиссер из Петербурга Галина Бызгу.
– Как идет подготовка к одному из главных событий осени – XV Международному фестивалю камерных спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского?
– Рекордное количество заявок! 12 коллективов изъявили желание поучаствовать в фестивале: Театр молодого актера из Вологды, мхатовский курс Константина Райкина, несколько профессиональных театров Москвы и Петербурга, Сербии, Беларуси, Челябинска, Саранска. Поэтому впервые за всю историю фестиваля придется делать отбор.
В этом году мы решили расширить рамки фестиваля и предложили новгородским фотохудожникам интересный проект: снять серию работ по произведениям Достоевского с участием актеров театра драмы. Должна получиться интересная фотофантазия – кто-то по-своему увидит «Братьев Карамазовых», а кто-то, возможно, найдет современного Раскольникова или Мышкина… В ноябре выставка пройдет в нашем театре, затем планируем показать ее в Старой Руссе, а также зимой на творческой лаборатории, которая будет посвящена творчеству Федора Михайловича.
– Кто возглавит жюри фестиваля?
– К сожалению, Георгий Тараторкин в этом году приехать не сможет из-за проблем со здоровьем. Мы предложили возглавить жюри Евгению Миронову, ему эта тема близка – он воплотил образ писателя в фильме «Достоевский». Миронов очень заинтересовался предложением, но в этом году принять его не может из-за занятости. Сейчас возможность возглавить жюри рассматривает Владимир Этуш.
– Виктор Евгеньевич, многих интересует, долго ли будет оставаться «обезглавленной» труппа театра? Есть ли убедительная кандидатура на роль главного режиссера?
– Это очень серьезный вопрос, и, чтобы он решился, должно сойтись много обстоятельств. Во-первых, человек должен иметь режиссерское образование, состоять в Гильдии режиссеров. Во-вторых, недостаточно, чтобы в его режиссерском багаже была пара удачных спектаклей – за плечами должен быть богатый опыт работы в других театрах, желательно в должности главного режиссера или худрука. Наконец, кандидат должен иметь возможность и желание занять это место. Например, я был бы рад видеть на этом месте Дмитрия Горника. Но захочет ли он? Ведь гораздо проще быть приглашенным режиссером: приехал, поставил спектакль и уехал, и при этом не нужно вешать на себя груз проблем, связанных с репертуаром, заполненностью зала, пополнением труппы…
Важен еще один момент: не только мы в режиссере, но и он должен нуждаться в нас. Он должен дорожить театром, любить его, болеть за него.
– А будет ли он иметь возможность заниматься постановкой за пределами нашего театра?
– Я ничего не имею против. Но и он не должен противиться приглашению на постановку в наш театр других режиссеров – нельзя писать театральную афишу одним почерком. И зрителям, и нашим актерам необходимо давать возможость знакомиться с иной режиссерской школой, образованием, взглядом, менталитетом. Для интересных режиссеров у нас всегда открыта дверь.
Так что те, кто считает, что это тупик, – неправы. Это одна из ступенек развития, а проблемы мы обязательно преодолеем. Думаю, вопрос с главным режиссером решится уже этой осенью.