Недетская шалость или творческая самореализация?

15.09.2011

Недетская шалость или творческая самореализация?Гуляя по улице, мы замечаем на зданиях, автомобилях, каком-либо  гараже или заборе замысловатые рисунки, надписи, выполненные краской. Назначение этих в большинстве своем анонимных шедевров для многих остается загадкой. И сейчас на разных уровнях ведется напряженная дискуссия о регулировании этого бурного молодежного течения.

Что же это на самом деле? Мелкое хулиганство или проявление индивидуальности?

Именуется подобное «урбанистическое искусство» как граффити (от итальянского слова Graffito – царапать). Этот термин встречается еще в истории, но в более узком понимании, и связан скорее с настенными надписями, найденными в странах Древнего Востока, в Греции, Риме.

Недетская шалость или творческая самореализация?Проявление же современного граффити можно отнести к 20-м годам прошлого столетия, когда витиеватыми рисунками украшались сотни товарных поездов, бороздивших  территорию США. Именно тогда мастера письма, ставшие именовать себя «райтерами», а плод своего рукоделия «райтингом» (т.е. письмом), впервые обратили на себя внимание общественности и даже политических деятелей. В России развитие этой культурной ветви пришлось на более поздние 80-90-е годы. Однако  сейчас достигло небывалого роста и, пожалуй, уже не так сильно отстает от западноевропейского и заокеанского собрата.

Но «настенное искусство», взявшееся расширить границы человеческой самореализации, оказалось неспособным защитить от одного из главных зол граффити – неограниченности свободы действия. Вскоре рисунки стали появляться не только на специально предоставленных для творчества территориях, но и на общественном транспорте, исторических зданиях. Столь актуальная за рубежом проблема коснулась напрямую и нашего с вами города.

Еще в октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело по факту нанесения рисунков на фасаде дома на улице Панкратова. В ходе расследования выявили группу подростков, относивших себя к «райтерам». Свои художества они объяснили желанием проявить себя.

Вряд ли те же мотивы сподвигли в мае уже этого года на «роспись»  церкви Святого Климента, что на Большой Московской. От рук вандалов пострадали стены и деревянная лестница здания XVI века. Пустые бутылки и куча мусора, нецензурные надписи, выломанная мемориальная табличка – все это последствия скорее необузданного «веселого отдыха», а не «живописных» начинаний граффитчиков.

Но были в нашем городе и более «культурные» прецеденты. Так весной на домах по Воскресенскому бульвару (ранее проспекту Карла Маркса) появились изображения известного немецкого философа и экономиста, а также надписи со старым названием проспекта. Определенно, авторы были категорически не согласны с переименованием, и новгородское «народоправство» показало себя во всей красе.

Чуть позже мишенью неугомонных художников стал Новгородский театр для детей и молодежи «Малый». Практически в день закрытия сезона он получил «смачную оплеуху» в виде длинной надписи, выполненной по трафарету. «Время – не поток, и не обвал, и не пространство, а беспощадная непрерывность упущенных возможностей», – вот такая неглупая фраза современного израильского писателя Меира Шалева красуется на уличной стене театрального здания.

Мера наказаний для уличных виртуозов в этом и многих других случаях самая разнообразная. Это и крупный штраф, и многочасовые обязательные или исправительные работы, во время которых у нарушителей будет предостаточно времени покумекать о пресловутом «преступлении и наказании». Однако стоит задаться вопросом: «Отчего же молодые художники идут на подобный риск?» И, вероятно, определяющим является не желание вкусить модного нынче экстрима, а скорее отсутствие многообразия возможностей для реализации творческих идей.

Красочные «шедевры» на стенах домов определенно не выход, но при скудности выбора методов самовыражения для подростков они видятся чуть ли не единственным вариантом. Так считают те, кто на стороне «райтеров». Но стоит согласиться и с теми, кто приравнивает  граффити к проявлению необузданности современной молодежи, к вандализму. Очевидно одно – пока решение вопроса не сдвинется с мертвой точки, «баллоночные» эскизы будут появляться еще очень и очень долго. И никакие полицейские патрули, никакие камеры видеонаблюдения все городские фасады от граффити не застрахуют.

 

Мера наказаний для уличных виртуозов самая разнообразная. Это и крупный штраф, и многочасовые обязательные или исправительные работы, во время которых у нарушителей будет предостаточно времени покумекать о пресловутом «преступлении и наказании». Однако стоит задаться вопросом: «Отчего же молодые художники идут на подобный риск?» И, вероятно, определяющим является не желание вкусить модного нынче экстрима, а скорее отсутствие многообразия возможностей для реализации творческих идей.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.