Сюзанна фон Лаун: «Думаю, род Моцарта прервался не случайно…»

15.09.2011

Сюзанна фон Лаун: «Думаю, род Моцарта  прервался не случайно...»Ей снилось, что она в большой темной комнате с высокими потолками и огромными окнами, заставленной старинными музыкальными инструментами. Побродила, глянула влево – у стены высокий шкаф. Прошло много лет, и однажды в Гамбурге в Музее искусств и ремесел увидела свой сон: большая темная комната была вся заставлена клавесинами. С опаской повернула голову и похолодела – у стены стоял… шкаф-рояль.

– А вечером в музее выступала Сюзанна фон Лаун, – продолжает рассказ моя собеседница. – После концерта я спросила: «Можно мне прикоснуться к роялю Шопена?» – заранее настраиваясь на категорический отказ. И с удивлением услышала: «Пожалуйста!» – «А вы не хотели бы приехать в Новгород?» – «Я? – растерялась Сюзанна и тут же обрадовалась: – Конечно!»

Так началась дружба доцента кафедры психологии НовГУ Людмилы Сидоренковой и немецкой пианистки Сюзанны фон Лаун.

В прошлом году Сюзанна впервые после долгого перерыва гостила в Новгороде – оказалось, она уже была здесь в юности с туристической группой, влюбилась в город и всегда мечтала вернуться.

И вот на прошлой неделе Сюзанна приехала во второй раз, ведь теперь у нее здесь много друзей – сотрудники Рахманиновского центра, учителя и воспитанники музыкальной школы им. Рахманинова, с открытым ртом слушающие ее лекции о старинных музыкальных инструментах, просто поклонники ее таланта.

Сюзанна оказалась интереснейшим собеседником. Для начала я поинтересовалась ее родословной – приставка «фон» говорит сама за себя.

– Я не такого уж благородного происхождения, – скромно улыбнулась Сюзанна, поведав, что графский титул был пожалован пра-пра-прадеду за особые военные заслуги перед государством. – А вообще считаю, гордиться можно только тем, чего человек достиг сам, неважно, дворянин он или трубочист,  –  заключила она.

Дедушка Сюзанны был блестящим пианистом, удостоившимся похвалы самого Антона Рубинштейна. Фортепиано прекрасно владели и другие члены семьи – бабушка, мама, папа.

– Помню, вечером они садились за два рояля и играли в восемь рук Гайдна, а я сидела под роялем и плакала – настолько это было прекрасно! В нашем доме всегда был высокий уровень манер и обхождения и огромная любовь к искусству.

Родилась Сюзанна в Бремене, городе знаменитых сказочных музыкантов. Впрочем, и настоящих тоже:

– Когда я была маленькой, весь город был буквально пропитан классической музыкой. Уже позже, став музыкантом, брала незнакомую партитуру в руки и с удивлением понимала, что с детства знаю это произведение наизусть до последней ноты.

Сюзанна окончила высшую музыкальную школу в Любеке. А в мир клавесинов и клавикордов ее ввел один из ее педагогов – Питер Фейхтвангер, родной племянник великого немецкого писателя Лиона Фейхтвангера.

– Однажды в Лондоне он позвал меня на небольшую экскурсию в музей старинных инструментов. «Нет-нет, не поеду! – стала упираться я. – Там все чинно, помпезно, все в вечерних нарядах…» Но он меня все же уговорил. После концерта мне разрешили прикоснуться к старинному фортепиано. Я уединилась в маленькой комнатке, где целый вечер самозабвенно играла, а тем временем в музее меня потеряли…

Так родилась большая любовь к старинным музыкальным инструментам. Сейчас Сюзанна работает в Музее искусств и ремесел Гамбурга, выступает с концертами, дарит вторую жизнь клавесинам, клавирам, фортепиано, на которых играли Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен.

– Это сказочные инструменты, и все они содержатся в прекрасном состоянии. Кстати, в то время подобные инструменты были многофункциональны. У нас в музее есть фортепиано-шкаф, в котором хранились книги. Фортепиано-стол – поиграл, закрыл, накрыл скатертью и пригласил семью пить чай. Есть даже фортепиано – столик для шитья с многочисленными отделениями для ниток и иголок. Многие из них резные, расписные – настоящие произведения искусства. Когда мне впервые дали ключ от комнаты клавесинов и я осталась с ними наедине, мне показалось, что они начали оживать. Хотите верьте, хотите нет, но у каждого из них свой дух!

– А привидений великих композиторов у вас там не водится?

– В нашем музее нет, а вот в Зальц-бурге… Даже я сама чувствовала незримое присутствие на своих выступлениях Гайдна, Моцарта. Это очень приподнимает!

– Вы пропагандируете творчество одного из забытых композиторов – Франца Ксавера Моцарта, сына великого Вольфганга Амадея. Что известно о нем?

– Он родился в год смерти отца. Это был очень талантливый ребенок, мать отдала его в ученики к Антонио Сальери. Это, на мой взгляд, развенчивает миф о том, что Сальери – убийца Моцарта. В 9 лет Франц Ксавер дописал неоконченное отцом рондо, посвятив его любимой мамочке, что говорит о величине его дарования. Он относился к плеяде романтиков, его музыка – маленькие шедевры. Трагедия Франца Ксавера заключалась в том, что его всю жизнь сравнивали с отцом, который был слишком велик. Судьба сына Моцарта сложилась несчастливо – он не был женат, не имел детей.

Кстати, дочери Вольфганга Амадея Моцарта умерли в детстве, а оба сына не оставили потомства, и я думаю, это неслучайно. Мне кажется, судьба пресекла этот род, потому что превзойти  Вольфганга Амадея Моцарта невозможно, а плодить более посредственных музыкантов – не нужно.

Тем не менее свою роль Сюзанна фон Лаун видит, в частности, и в том, чтобы донести до слушателей незаслуженно забытую музыку и имя ее создателя. Скоро выйдет третий диск Сюзанны – с полонезами Франца Ксавера Моцарта.

…Вечер фортепианной музыки в Рахманиновском центре подходил к концу, Сюзанна склонилась в поклоне слушателям.

– А вы еще нам сыграете? – раздалось из зала.

– Ну, если вы хотите, – скромно улыбнулась пианистка, и из-под ее пальцев полились звуки полонеза Франца Ксавера Моцарта. И кто знает, может, благодарный дух композитора тоже в этот момент был с нами в зале, вдохновляя Сюзанну?

 

Бабушка Сюзанны фон Лаун по отцовской линии упоминала, что в Новгороде у нее жили родственники по фамилии Шрёдер. Бабушку звали Маргарет Шеффлер. Может, это имя знакомо кому-либо из наших читателей? 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.