Утрачены, но возвратимы
В Новгородском объединенном музее-заповеднике прошла презентация уникального проекта «Нередица. Связь времен», который можно отнести к разряду сенсаций.
Фрески, более семи веков украшавшие храм Спаса Преображения на Нередице и разлетевшиеся во время фашистского артобстрела на 25 тысяч осколков, снова засияли внутренним светом благодаря специалистам музея-заповедника и Санкт-Петербургского университета.
Нередица вышла из пламени Великой Отечественной, сохранив лишь десятую часть уникальных фресок XII века. Долгие годы ученые и не надеялись, что изображения, по некоторым предположениям принадлежавшие кисти известного новгородского живописца Олисея Гречина, будут реконструированы. Но благодаря упорству, таланту и мастерству четырех петербургских художников-монументалистов и новгородского реставратора Татьяны Ромашкевич комментарий специалистов «фреска безвозвратно утрачена и невозвратима» стремительно теряет актуальность. Сегодня мы можем видеть в главном корпусе музея-заповедника живописный аналог фрески «Страшный суд», украшавшей западную стену храма.
Этой фреске повезло больше других – сохранилось значительное количество её копий и фотографий. Богатый архив оставил художник-архитектор Петр Покрышкин, реставрировавший храм в 1903-1904 годах. Графическая и фотофиксация проводилась также в 1920 году.
Как рассказала художественный руководитель проекта, директор Института искусств СПбГУ Татьяна Ласка, работая над реконструкцией, творческая группа столкнулась с двумя основными проблемами. Первая – определение масштаба фресок. Шесть десятков изученных фотографий были сняты в разное время и с существенными искажениями. Вторая проблема — цветовое решение. Все фотографии – черно-белые, а сохранившиеся фрагменты фресок не дают четкого представления, какими были краски на момент росписи храма и что накопили в себе за восемьсот лет.
Сегодня ученые уверены – им удалось решить обе проблемы.
– Но самым сложным было даже не решение этих увлекательных задач, а осознание того, что имеешь отношение к уникальной живописи XII века. Это такая моральная ответственность! – признается Татьяна Владимировна.
Консультант проекта Татьяна Ромашкевич считает, что работа была интересной и очень плодотворной:
– Воссоздание фресок – это воплощение мечты увидеть роспись Нередицы в первозданном виде. Ведь уже не осталось людей, кто любовался ею до разрушения. Я была знакома с новгородским исследователем Татьяной Сергеевной Шевяковой, которая копировала фрески Нередицы до войны, и когда мы приступали к работам по их укреплению, она сказала: «Не верьте, когда пишут, что Нередица – суровый, мрачный памятник. Нередица – это праздник!». Поэтому сейчас мы старались хотя бы приблизительно восстановить образ этого праздника. Но не нужно впадать в эйфорию! – предостерегает Татьяна Анатольевна. – Это только первый, пробный вариант реконструкции, есть еще много неясного, требующего уточнения.
Данная реконструкция по масштабам работ и полноте исследования архивных материалов единственный на сегодняшний день подобный опыт в стране. Конечная цель проекта – создание трехмерной компьютерной модели росписей Нередицы, полюбоваться которыми смогут не только россияне, но даже жители Америки или Новой Зеландии. Ученые уже приступили к работе над следующей фреской «Крещение», которая по стилистике близка к «Страшному суду».
Согласно летописным сведениям, церковь Спаса Преображения на Нередице была построена в 1198 году по заказу князя Ярослава Владимировича как поминальный храм в память об умерших сыновьях Изяславе и Ростиславе. Одна из последних княжеских построек в Новгороде. Расписана в 1199 году. Вид храма и копии фресок, представленные в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, настолько потрясли императора Франции Наполеона III, что он приказал отлить в честь Спаса на Нередице специальную медаль.