Утрачены, но возвратимы

29.09.2011

Утрачены, но возвратимыВ Новгородском объединенном музее-заповеднике прошла презентация уникального проекта «Нередица. Связь времен», который можно отнести к разряду сенсаций.

Фрески, более семи веков украшавшие храм Спаса Преображения на Нередице и разлетевшиеся во время фашистского артобстрела на 25 тысяч осколков, снова засияли внутренним светом благодаря специалистам музея-заповедника и Санкт-Петербургского университета.

Нередица вышла из пламени Великой Отечественной, сохранив лишь десятую часть уникальных фресок XII века. Долгие годы ученые и не надеялись, что изображения, по некоторым предположениям принадлежавшие кисти известного новгородского живописца Олисея Гречина, будут реконструированы. Но благодаря упорству, таланту и мастерству четырех петербургских художников-монументалистов и новгородского реставратора Татьяны Ромашкевич комментарий специалистов «фреска безвозвратно утрачена и невозвратима» стремительно теряет актуальность. Сегодня мы можем видеть в главном корпусе музея-заповедника живописный аналог фрески «Страшный суд», украшавшей западную стену храма.

Этой фреске повезло больше других – сохранилось значительное количество её копий и фотографий. Богатый архив оставил художник-архитектор Петр Покрышкин, реставрировавший храм в 1903-1904 годах. Графическая и фотофиксация проводилась также в 1920 году.

 Как рассказала художественный руководитель проекта, директор Института искусств СПбГУ Татьяна Ласка, работая над реконструкцией, творческая группа столкнулась с двумя основными проблемами. Первая – определение  масштаба фресок. Шесть десятков изученных фотографий были сняты в разное время и с существенными искажениями. Вторая проблема — цветовое решение.  Все фотографии – черно-белые, а сохранившиеся фрагменты фресок не дают четкого представления, какими были краски на момент росписи храма и что накопили в себе за восемьсот лет.
Сегодня ученые уверены – им удалось решить обе проблемы.
– Но самым сложным было даже не решение этих увлекательных задач, а осознание того, что имеешь отношение к уникальной живописи XII века. Это такая моральная ответственность! – признается Татьяна Владимировна.
Консультант проекта Татьяна Ромашкевич считает, что работа была интересной и очень плодотворной:
– Воссоздание фресок – это воплощение мечты увидеть роспись Нередицы в первозданном виде. Ведь уже не осталось людей, кто любовался ею до разрушения. Я была знакома с новгородским исследователем Татьяной Сергеевной Шевяковой, которая копировала фрески Нередицы до войны, и когда мы приступали к работам по их укреплению, она сказала: «Не верьте, когда пишут, что Нередица – суровый, мрачный памятник. Нередица – это праздник!». Поэтому сейчас мы старались хотя бы приблизительно восстановить образ этого праздника. Но не нужно впадать в эйфорию! – предостерегает Татьяна Анатольевна. – Это только первый, пробный вариант реконструкции, есть еще много неясного, требующего уточнения.
Данная реконструкция по масштабам работ и полноте исследования архивных материалов единственный на сегодняшний день подобный опыт в стране. Конечная цель проекта – создание трехмерной компьютерной модели росписей Нередицы,  полюбоваться которыми смогут не только россияне, но даже жители Америки или Новой Зеландии. Ученые уже приступили к работе над следующей фреской «Крещение», которая по стилистике близка к «Страшному суду».

 

Согласно летописным сведениям, церковь Спаса Преображения на Нередице была построена в 1198 году по заказу князя Ярослава Владимировича как поминальный храм в память об умерших сыновьях Изяславе и Ростиславе. Одна из последних княжеских построек в Новгороде. Расписана в 1199 году. Вид храма и копии фресок, представленные в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, настолько потрясли императора Франции Наполеона III, что он приказал отлить в честь Спаса на Нередице специальную медаль. 

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.