Неоптимистическая сага о велосипедах

11.09.2008

Неоптимистическая сага о велосипедахУвеличение количества велосипедов в городе заметно и водителям, и пешеходам, и велосипедистам. Автомобилистам мешает велосипедист, не знающий правил дорожного движения и тихо едущий по их полосе. Пешеходы вздрагивают от все того же велосипедиста, промчавшегося мимо них по тротуару с бешеной скоростью. А самим хозяевам двухколесного транспорта не хватает велодорожек и стоянок.

Назад в 1950-е?

Водителей машин и мотоциклов готовят в автошколах, проверяют знания на экзамене в ГИБДД, а «водители» велосипедов никем не обучаемы и абсолютно никем не контролируемы.

«Мало кто из велосипедистов знает правила дорожного движения», – констатируют в ГИБДД. А ведь, по идее, велосипедист, выезжая на дорогу, становится равноправным участником дорожного движения. Он должен передвигаться только в крайнем правом ряду, предупреждать сигналами руки о маневрах, на пешеходном переходе слезать с велосипеда, надевать шлем… Но большинство пренебрегают элементарными правилами поведения на дороге, отсюда аварии с последующими неприятными последствиями. Помимо физических потерь, есть риск понести и материальные, правда, за нарушения ПДД штраф для велосипедистов всего 100 рублей.

«Облегчить ситуацию могла бы регистрация велосипедов и выдача номерных знаков», – считает глава МВД Рашид Нургалиев. Это уже было в 1950-х. Есть сторонники и противники таких мер. Велосипед с номером будет восприниматься автолюбителями как равноправное транспортное средство. Но регистрация потребует много времени и средств, при этом далеко не все велосипедисты пожелают получать номера и не все службы возьмут на себя лишнюю ответственность. «Самое оптимальное решение проблемы – строительство велодорожек», – считают сотрудники ГИБДД. Но в настоящее время и с треками для велосипедистов в Великом Новгороде «не сладко».

 

Дорожка вам скатертью!

«Маргиналы дворов и дорог – вот положение велосипедистов сегодня в России», – считает координатор проекта «ВелоВЕЛИКий Новгород» Елена Михайлова. – В случае дорожно-транспортного происшествия велосипедист является самым уязвимым участником движения и физически, и юридически, так как находится вне системы обязательного страхования. Это заставляет наименее опытных велосипедистов переезжать на тротуары, из-за чего усиливается угроза безопасности пешеходов». Пытаясь, облегчить ситуацию на дорогах, участники проекта регулярно выступают с инициативами по строительству велодорожек, стоянок, созданию веломаршрутов, что особенно актуально в преддверии 1150-летия Великого Новгорода и наплыва «велосипедизированных» туристов из Европы.

Как сообщила председатель комитета архитектуры и градостроительства Валентина Захаркина, уже согласован вопрос строительства первой велодорожки со стороны Синего моста по направлению к Федоровскому Ручью. Сложнее ситуация в историческом центре города. Так, проект создания велодорожек близ вала Окольного города отвергнут управлением государственной охраны культурного наследия: территория входит в список ЮНЕСКО, и какие-либо строительные работы здесь – дело крайне затруднительное. Делать же велотрассу на значительном удалении от того же вала смысла нет.

– Проект предстоит доработать, – подчеркивает Валентина Захаркина. – Надеюсь, нам удастся найти взаимоприемлемое решение.

Что касается велостоянок, то они в городе есть, но их катастрофически не хватает, поэтому многие велосипедисты вынуждены оставлять свои велосипеды прикованными к столбам, деревьям, трубам. И если велосипеды воруют со стоянки, оборудованной камерой (например, у главного корпуса НовГУ), то поработать «кусачками» в тихом парке или на безлюдной улице злоумышленникам не составляет труда.

Цена друга

В этом году резко увеличилось число краж велосипедов: за семь месяцев их в городе угнали 189, за тот же период прошлого года по всей области – 152. В УВД по Новгородской области это связывают с ростом числа велосипедистов. Имеет значение и «цена вопроса» – угоняют велосипеды и за 12-13 тыс., и за 50 тыс. рублей. Краже не помеха ни металлический страховочный тросик, ни стоянка, оборудованная видеокамерой. Что уж говорить о «бесхозном» велосипеде, оставшемся без дополнительной защиты, когда хозяин отлучился «на минуточку».

Процесс розыска усложняется тем, что многие велосипедисты не сохраняют технический паспорт велосипеда. Без него у бывшего хозяина немного шансов доказать, что велосипед был, но его украли. Или, если паспорт и есть, он не заполнен продавцом, а хозяева не знают заводского номера велосипеда. К этому добавляются такие проблемы, как огромное количество велосипедистов в Великом Новгороде и «переборка», когда воры собирают нового «коня» из нескольких украденных.

Для многих велосипедистов –  железный «друг» не просто «транспортное средство», а стиль жизни, активный, мобильный и «беспробочный». Они готовы защищать свое право ездить с комфортом, без опасности сбить пешехода или самому быть сбитым автомобилистом, по тем маршрутам, которые нужны или нравятся. Увы, ездить пока негде. Получится ли в таких условиях пересадить новгородцев на велосипеды – самый экологичный и полезный для здоровья транспорт?

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.