Неоптимистическая сага о велосипедах
Увеличение количества велосипедов в городе заметно и водителям, и пешеходам, и велосипедистам. Автомобилистам мешает велосипедист, не знающий правил дорожного движения и тихо едущий по их полосе. Пешеходы вздрагивают от все того же велосипедиста, промчавшегося мимо них по тротуару с бешеной скоростью. А самим хозяевам двухколесного транспорта не хватает велодорожек и стоянок.
Назад в 1950-е?
Водителей машин и мотоциклов готовят в автошколах, проверяют знания на экзамене в ГИБДД, а «водители» велосипедов никем не обучаемы и абсолютно никем не контролируемы.
«Мало кто из велосипедистов знает правила дорожного движения», – констатируют в ГИБДД. А ведь, по идее, велосипедист, выезжая на дорогу, становится равноправным участником дорожного движения. Он должен передвигаться только в крайнем правом ряду, предупреждать сигналами руки о маневрах, на пешеходном переходе слезать с велосипеда, надевать шлем… Но большинство пренебрегают элементарными правилами поведения на дороге, отсюда аварии с последующими неприятными последствиями. Помимо физических потерь, есть риск понести и материальные, правда, за нарушения ПДД штраф для велосипедистов всего 100 рублей.
«Облегчить ситуацию могла бы регистрация велосипедов и выдача номерных знаков», – считает глава МВД Рашид Нургалиев. Это уже было в 1950-х. Есть сторонники и противники таких мер. Велосипед с номером будет восприниматься автолюбителями как равноправное транспортное средство. Но регистрация потребует много времени и средств, при этом далеко не все велосипедисты пожелают получать номера и не все службы возьмут на себя лишнюю ответственность. «Самое оптимальное решение проблемы – строительство велодорожек», – считают сотрудники ГИБДД. Но в настоящее время и с треками для велосипедистов в Великом Новгороде «не сладко».
Дорожка вам скатертью!
«Маргиналы дворов и дорог – вот положение велосипедистов сегодня в России», – считает координатор проекта «ВелоВЕЛИКий Новгород» Елена Михайлова. – В случае дорожно-транспортного происшествия велосипедист является самым уязвимым участником движения и физически, и юридически, так как находится вне системы обязательного страхования. Это заставляет наименее опытных велосипедистов переезжать на тротуары, из-за чего усиливается угроза безопасности пешеходов». Пытаясь, облегчить ситуацию на дорогах, участники проекта регулярно выступают с инициативами по строительству велодорожек, стоянок, созданию веломаршрутов, что особенно актуально в преддверии 1150-летия Великого Новгорода и наплыва «велосипедизированных» туристов из Европы.
Как сообщила председатель комитета архитектуры и градостроительства Валентина Захаркина, уже согласован вопрос строительства первой велодорожки со стороны Синего моста по направлению к Федоровскому Ручью. Сложнее ситуация в историческом центре города. Так, проект создания велодорожек близ вала Окольного города отвергнут управлением государственной охраны культурного наследия: территория входит в список ЮНЕСКО, и какие-либо строительные работы здесь – дело крайне затруднительное. Делать же велотрассу на значительном удалении от того же вала смысла нет.
– Проект предстоит доработать, – подчеркивает Валентина Захаркина. – Надеюсь, нам удастся найти взаимоприемлемое решение.
Что касается велостоянок, то они в городе есть, но их катастрофически не хватает, поэтому многие велосипедисты вынуждены оставлять свои велосипеды прикованными к столбам, деревьям, трубам. И если велосипеды воруют со стоянки, оборудованной камерой (например, у главного корпуса НовГУ), то поработать «кусачками» в тихом парке или на безлюдной улице злоумышленникам не составляет труда.
Цена друга
В этом году резко увеличилось число краж велосипедов: за семь месяцев их в городе угнали 189, за тот же период прошлого года по всей области – 152. В УВД по Новгородской области это связывают с ростом числа велосипедистов. Имеет значение и «цена вопроса» – угоняют велосипеды и за 12-13 тыс., и за 50 тыс. рублей. Краже не помеха ни металлический страховочный тросик, ни стоянка, оборудованная видеокамерой. Что уж говорить о «бесхозном» велосипеде, оставшемся без дополнительной защиты, когда хозяин отлучился «на минуточку».
Процесс розыска усложняется тем, что многие велосипедисты не сохраняют технический паспорт велосипеда. Без него у бывшего хозяина немного шансов доказать, что велосипед был, но его украли. Или, если паспорт и есть, он не заполнен продавцом, а хозяева не знают заводского номера велосипеда. К этому добавляются такие проблемы, как огромное количество велосипедистов в Великом Новгороде и «переборка», когда воры собирают нового «коня» из нескольких украденных.
Для многих велосипедистов – железный «друг» не просто «транспортное средство», а стиль жизни, активный, мобильный и «беспробочный». Они готовы защищать свое право ездить с комфортом, без опасности сбить пешехода или самому быть сбитым автомобилистом, по тем маршрутам, которые нужны или нравятся. Увы, ездить пока негде. Получится ли в таких условиях пересадить новгородцев на велосипеды – самый экологичный и полезный для здоровья транспорт?