«Виртуальный» переход
Когда железная дорога оказывается внутри города, ее переезжают и переходят ежесекундно. Где по специальным переходам, где по тропкам – кому как удобнее и ближе. И Новгород – не исключение. Тропок-дорожек с ул. Космонавтов, например, через пути столько, что кажется, они персональные и проложены «владельцами» по своей надобности, от подъезда дома до работы, школы, магазина…
Правда, приватность дорожек на этом и заканчивается, потому что благоустраивать их желающих нет. Летом худо-бедно трава мусор прикроет, а грязь и воду высушит солнце. С наступлением межсезонья «вылезают» проблемы.
«Уважаемые начальники – большие и малые по званию, пожалуйста, сойдите со своих иномарок и прогуляйтесь по тропинке от дома №22 по ул. Космонавтов до вокзала, – пишет в газету «Новгород» жительница этого дома Л.В.Ярочкина. – Тропинка более 50 лет не ремонтировалась, под стать ей и мостик через грязную канаву около железной дороги. А по этой тропинке за сутки проходят тысячи людей в любую погоду. Про эту канаву говорим каждую осень, показывает телевидение, а воз и ныне там.
И надо-то в эту канаву уложить два колодезных кольца и прокатить тропинку метровой ширины в один слой асфальта, чтобы люди ноги не ломали. Или опять «не заложено финансирование»?
Стыдно за наше родное руководство, которое опустило людей не только «ниже плинтуса», а на уровень лягушек и тритонов в эту грязную канаву. Простите за резкость, для нас каждая осень – пытка».
Перспективы «освоения» этой земли газета «Новгород» попыталась выяснить в Новгородской дистанции пути и у исполнительной власти города.
– Вообще-то через железную дорогу с Космонавтов у нас всего два официальных перехода: подземный у железнодорожного вокзала и виадук на пр. А. Корсунова, – поправила Лидия Гриднева, специалист контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода. – Мимо Ледового дворца к подземному переходу ведет благоустроенная дорожка.
– Но это удобно лишь тем, кто в район ГДК или Киноцентра идет.
– Соглашусь, что «давать круг» с Космонавтов на Нехинскую, чтобы попасть в район Новолучанской, никто не будет. Вот и ходят тропками, которых без счета.
Я как-то стояла в районе Космонавтов и от нечего делать считала переходящих через железную дорогу людей. За 10 минут получилось 79 человек! А это же опасно, до беды недалеко. Ведь идут мамы с колясками, школьники, пожилые люди с палочками.
Горожане жалуются и к нам в управление, что дорожка не убирается, грязно. Особенно ранней весной. Мы организовывали субботники, сами вместе с комитетом по торговле выходили на уборку территории. И что? Сегодня убрали, а завтра по кустам опять пакеты и бутылки валяются! В этом году неоднократно штрафовали руководство железной дороги за плохое содержание полосы отвода вдоль путей. А чище, заметьте, не стало.
Начальник отдела благоустройства комитета по управлению ЖКХ города Татьяна Федорова была более категорична:
– Мостиков там быть не должно! Это – зона отчуждения Российской железной дороги. И если там что-то появлялось, то, может быть, мы сами, я имею в виду комитет, или железнодорожники шли на поводу у людей и благоустраивали этот участок. Ходить в том месте запрещено! Тем более в нескольких десятках метров есть безопасный путь через подземный переход. Почему не переходить железнодорожные пути там, без риска?!
Но все, кого я спрашивала, говорили, «ходили и будем ходить, потому что удобно».
– Я понимаю, – продолжает Федорова, – люди привыкли к тропе, ходят по ней годами, и с этим приходится считаться. Может быть, вопрос назрел, и там пора строить воздушный переход над путями? Но это же очень-очень дорого для городского бюджета!
– Пешеходный переход в данном месте не существует,- сказал, как отрезал, главный инженер Новгородской дистанции пути Сергей Андреев, – а хождение по путям опасно для жизни, особенно в том месте, где переводят стрелки. Может, за полосой отвода и есть дорожка, но, чтобы ее «продлить» через железнодорожные пути, нужен проект с соответствующими согласованиями и разрешениями и порядка миллиона рублей, как минимум, на его реализацию.
Если администрация города обратится к начальнику Октябрьской железной дороги с соответствующей просьбой, и вместе они будут искать варианты перехода именно в этом месте, то вероятнее всего встанет вопрос о строительстве перехода «над путями». Вариант еще более дорогой. А пока существующая тропа – лишь несанкционированный переход. И ходить там опасно для жизни, о чем предупреждают железнодорожные знаки и плакаты.
Убедили ли эти слова пешеходов-нарушителей? Скорее всего – нет. Остается последнее: сделать переход физически невозможным (закрыть сплошной сеткой) или… пойти навстречу пешеходам и благоустроить. Смею предположить, что идущим будет абсолютно все равно, в каком виде это случится, над путями, по путям, с ажурными перилами или без них. Лишь бы безопасно.