Годы 1619 – 1625. Время расставлять камни
Последняя попытка польского королевича Владислава захватить Москву в сентябре 1618 года закончилась победой русских войск под командованием Дмитрия Пожарского. Заключенный после этого Деулинский мир на 14 лет остановил военные действия между Россией и Речью Посполитой. Избранный в 1613 году русский царь Михаил Романов при помощи Ближней боярской думы и собственного отца патриарха Филарета занялся возрождением хозяйства страны, подорванного Смутным временем. Для северо-западных областей России, оказавшихся отрезанными от Балтийского моря, наступили долгие 85 лет жизни в условиях изоляции от привычных торговых связей. С 1618 года началась демаркация границы между Россией и Швецией, прошедшая приблизительно по линии современной административной границы между Новгородской и Ленинградской областями.
МАМА-КАМЕНЬ И ШВЕДСКИЙ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»
Наряду с обустройством жизни в разорённом городе новгородские воеводы были вынуждены активно заниматься сооружением пограничной линии и восстановлением разрушенных оборонительных сооружений города. Впервые за почти восемьсот лет истории у Новгорода началась жизнь в приграничной полосе: город наводнили стрельцы и казаки, развилась шпиономания.
За всем этим с безнадёгой наблюдали городские купцы, привыкшие беспрепятственно ездить по своим торговым делам в Европу. Им теперь было разрешено ехать только в «город Стекольный» – шведскую столицу Стокгольм. Проезд через привычные города Прибалтики – Ревель (Таллинн) и Ивангород для русских был закрыт. Оставался лишь путь через Выборг.
Шведская монополия на торговлю с Новгородом была явно на пользу недавним оккупантам. В частности, одним из первых торговых караванов стала экспедиция купцов Богдана Шорина и Андрея Харламова по перевозке из Москвы в Стокгольм 16 пудов (256 кг!) шёлка, который везли до Выборга 8 казённых подвод.
Русские купцы покупали шёлк по 3 рубля за пуд в Персии, а шведам продавали по 35-45 рублей. Ну, а уж по какой цене он расходился в Европе, даже страшно представить! Так благодаря новгородским купцам шведы разрушили монопольную торговлю шёлком в Европе, которой прежде обладала Голландия.
Преодолевая различные трудности, новгородцы всё же вновь превращают город в крупнейший центр торговли со Швецией, постепенно добиваясь сооружения там своего Гостиного двора. В свою очередь, шведы добились появления в Новгороде своей торговой фактории, место для которой было определено сначала на Софийской стороне, но затем, по просьбе шведов, перенесено на Торг. Сам двор был построен на русские деньги и открылся уже в начале 1627 года.
Особо трудно приходилось русскому и карельскому населению новгородских земель, отошедших к шведской короне. Причём если дворянам и горожанам позволялось в течение двух недель после подписания Столбовского мира покинуть уступленные Швеции земли, то крестьяне и белое духовенство были вынуждены остаться.
Осмотр следов границы XVII века между Россией и Швецией недавно предприняла группа петербургских и гатчинских исследователей. Его результаты опубликовал в журнале «Гатчина сквозь столетия» Дмитрий Рябов, сотрудник музея «Рождествено».
Детальное рассмотрение карт и изучение текстов русско-шведского межевания позволили установить, что граница представляла собой 4-метровую просеку. В местах поворотов на ближайших деревьях стёсывались две грани: на одной изображались одна или три шведских короны, а на другой православный крест.
В качестве ещё более убедительных маркеров границы использовались камни, украшенные различными знаками. Один из таких валунов, отмечающий южную линию границы по древнему рубежу между Суйдинским и Орлинским погостами, получил название Мама-камень. На нем выбита линия зубчиков, напоминающая надпись «мама». Камень этот известен ещё и тем, что рядом с ним уже во времена Петра I происходила битва русских со шведами. Как считают местные краеведы и фольклористы, именно здесь, на берегах лесной речки Ракитинки, родилась русская народная песня «Под ракитою зелёной русский раненый лежал».
Конечно, живя в глухих лесных урочищах, крестьяне с обеих сторон сплошь и рядом нарушали «заповедную межу». То траву обкосят на чужой стороне, то лес повалят. Даже на помеченные деревья время от времени покушались, убирая символы ненавистной границы.
В 1649 г. в Стокгольм был направлен окольничий Б.И. Пушкин с наказом к шведской королеве, чтобы она: «в царского величества землю никому вступатца и владеть не велела, чтоб в том на обе стороны ссоры не было; а тем людем, которые так учинили… велела б её королевское величество учинить жестокое наказанье, чтоб иным так неповадно было вперёд делать”.
Но охотников пересечь невидимый «железный занавес» хватало и с русской стороны. В 1659 г. заставной голова Осип Носакин получил приказ бить батогами крестьян, косивших за рубежом сено и “учинить заказ крепкой… чтоб за рубежом нихто, никакой человек хлеба не сеяли и сена не косили”.
Уже к 1649 г. к тексту Стокгольмского соглашения о перебежчиках потребовалось приложить полные тексты Столбовского договора с дополнением к нему межевых записей, но контроль за границей так и не наладился. Окончательно переругавшись, в конце 1663 г. межевые комиссии вернулись в столицы, так и не закончив дискуссию по демаркации новой границы.
ЮРЬЕВСКИЙ МЕЖНИК
Очередной удачей завершились подводные поисковые работы на Волхове. Благодаря подсказкам историков и обследованию дна гидролокатором бокового обзора, руководителю подводно-археологической экспедиции Айвару Степанову удалось локализовать исчезнувший в 1960-х годах огромный камень с крестом.
Прошлое этого камня уходит к самым истокам новгородской истории. Есть предположения, что именно он упоминается в качестве указателя межи, то есть границы Юрьева монастыря, уже в 1130-х годах. «От Добрыне улицы Мячином вверх подли рель да налево в Великий ручей, ручьем вверх подли княжую рель до Юрьевского межника, что крест стоит под межником», – описывает местоположение Юрьевского межника Грамота князя Изяслава Мстиславича, выданная в связи с основанием Пантелеймонова монастыря, находившегося на месте нынешнего Музея деревянного зодчества «Витославлицы».
Упоминается камень и в документах 1620-х годов как указатель рыбных ловищ Юрьева монастыря. Да и многие новгородские старожилы хорошо помнят этот приметный валун на берегу Волхова, напротив Городища.
Почему камень ушёл под воду – сказать трудно. По предположению Айвара Степанова, причиной стало сильнейшее наводнение 1966 года, когда образовавшиеся ледяные заторы и разлившиеся вешние воды подмыли волховский берег и стащили камень в русло реки. Там он и находится, примерно в 35 метрах от берега, на глубине около 2 метров. Из первых результатов осмотра водолазы сделали вывод, что камень не пострадал, лежит лицевой стороной вверх. Вот только выбитый на его округлой поверхности восьмиконечный крест «подзарос» грязью и ракушками. Размеры у валуна внушительные: около 1,5 метров в диаметре, а вес потянет на 3 – 3,5 тонны.
В ближайшее время камень будет поднят на поверхность и установлен на месте древнего собора Святого Пантелеймона, в связи с которым он и упоминается. Так Новгород вернёт себе ещё одну древнюю святыню, тем более что Юрьевский камень вполне может оказаться древнейшим русским памятником межевания границ с использованием христианской символики!
«ТОНЯ ВОРОТНАЯ»
1618 г. – «А межа пошла меж тех погостов к реке к Оредеже, к пустоши к великим пожням, восемь верст, и тут у реки у Оредежи на берегу сосна огранена, а на сосне грань, крест да корона, да тутож от тое сосны близко на поле камень, и на том камени грань, крест да корона, да чрез камень пояс, а Оредеж река на низ вся пошла в Новгородскую сторону».
Межевая запись границы России и Швеции по Столбовскому миру.
1624 г. – «В Великом Новегороде за Юрьевым монастырем вотчина. Посторонь святых ворот сад, а в нем шестьдесят дерев яблоновых розни; позади архимаричи кельи сад вишневой, в длину двадцать пять сажен, а поперег двадцати сажен, пашни паханые монастырьские середние земли тридцать шесть четвертей в поле… Дано Юрьева же монастыря архимариту з братиею рыбная ловля под Городищем от Малово Волховца по Болшому Волхову да Коломцы… Тоня (место для спуска невода – С.А.) Воротная вниз по Волхову реке до креста и до Мячинского ручья, ловят рыбу на монастырь безоброчно по старине».
Писцовая книга Новгорода Великого и меры Александра Игнатьевича Чоглокова и дьяка Добрыни Семенова.