Властелины колец …А также мячей, булав и хула-хупов
Каждый наверняка хоть раз в жизни бывал на цирковом представлении. Но чтобы артисты выступали лично для вас — таким не многие могут похвастаться. А вот мне повезло: ребята из цирковой студии «Каскад», усадив меня в центре зала, развернули настоящее шоу!
Золотой шарик, повинуясь строгому взгляду 9-летней Насти Стародубовой, то появлялся, то исчезал в складках ее пестрого китайского халата. 6-летняя Лиза замирала в замысловатых акробатических позах. Булавы и мячи роились в воздухе, возвращаясь, как дрессированные, точно в руки хозяйки – девятиклассницы Арины Максимовой. Хрупкая Алика Петрова нарезала витки на моноцикле – одноколесном велосипеде, показывая чудеса эквилибристики. Алина Семенова, стоя на одной ноге и держа на лбу высоченный шест с подсвечником, ловко крутила хула-хупы. И, конечно, ни мячи, ни булавы, ни ножи не смели ослушаться Алексея Пескова – любимца новгородской публики, без выступления которого не обходится ни один городской праздник. Наверное, видели, как он жонглирует горящими факелами?
Кубок от Запашного
Студии «Каскад», в которой занимаются 40 ребят, без малого 20 лет. Ее создатель и неизменный руководитель – известный в Новгороде и за его пределами иллюзионист Леонид Афанасьевич Тимошенко. А сама студия – гордость и украшение школы №23. Хотя и самого «Каскада» без этой школы, поддержки ее администрации, наверное, не было бы.
Где только не побывали за это время новгородские циркачи и каких только дипломов нет на стене репетиционной комнаты! «Каскад» участвует в фестивалях-конкурсах циркового искусства по два-три раза в год, и, кажется, не было случая, чтоб ребята вернулись без победы. Есть несколько лауреатских дипломов, привезенных из Сочи в 2009 году: Алексею Пескову вручал кубок победителя дрессировщик с мировым именем, в то время директор сочинского цирка Мстислав Михайлович Запашный. А вот дипломы с фестиваля «Солнечный круг», проходившего в Гаграх прошлым летом: там отличились Арина с Алиной, отвоевав у соперников первые места в своих жанрах. Самая последняя победа одержана на международном фестивале циркового искусства «Little stars – big world», проходившем в Стокгольме в ноябре, – 1 место в командном зачете. Ну не молодцы ли!
Цирк – это болезнь
– Афанасич, а где красные мячи? – слышится из конца зала.
– Афанасич, гляди, как я сегодня научилась! Ну смотри же! – теребит тренера малышка и завязывается в сложный узел.
В этом обращении ребят к тренеру нет ни капли панибратства. Леонид Афанасьевич для многих воспитанников, как отец или дедушка. А отца разве будешь окликать «на вы» да по имени-отчеству?
– Молодец! – одобряет он. – На конфету. Иди теперь повтори это на столике.
– А мне конфету? – мгновенно реагирует другая девчушка.
– На и тебе! – иллюзионист с хитрой улыбкой вынимает конфету из-за ее уха и рассказывает: – Они приходят ко мне в первом классе, обычно человек двадцать. К концу года остаются двое-трое, но это уже – мои. Они заразились цирком. Ведь цирк – это болезнь. А еще – это спорт. Практически ни один цирковой жанр не обходится без элементов акробатики.
– Цирк богат и разнообразен. Как же они находят в нем своё?
– Даю попробовать всё и наблюдаю, что лучше получается. А потом уже вместе развиваем талант, воспитываем упорство, целеустремленность. Вот, например, Алеша Песков…
Алексей попросился к Леониду Афанасьевичу сам, еще детсадовцем. Увидел выступление иллюзиониста – и прикипел. Пробовал себя в разных жанрах, но сразу и легко пошло жонглирование. Он уже два года как окончил школу, но студию не бросает. Жизнь свою с цирком связывать не собирается, а вот подработка – замечательная. Сейчас в Анапу на три месяца приглашают выступать.
– Анапа – это хорошо. Ты, Алеша, занимайся больше, а не гуляй по ночам… – подключается к нашему разговору наставник.
– А когда ж еще гулять? На пенсии что ли? – удивляюсь я.
– Вообще-то да, это ты здорово подметила. На конфету!
Карамелька появляется будто из воздуха. Где он их прячет?
Волшебство своими руками
– Сколько знаю Леонида Афанасьевича, не перестаю удивляться – восьмой десяток лет, а в нем столько энергии! – подсаживается к нам Арина Максимова.
Изящная девушка пришла в студию из гимнастики пятиклассницей. Сначала выступала как акробатка, но манило жонглирование. Сейчас ей подвластны 7 колец, 5 булав, 6 мячей. И манипуляции неплохо получаются – запросто может «наколдовать» из пустой кастрюли фонтан конфетти.
– Хорошее ли настроение, плохое – руки сами к мячу или картам тянутся. А не позанимаешься денек-два – и будто не училась ничему. В нашем деле навыки можно растерять очень быстро!
– А что это за таинственная пирамида из карт? – интересуюсь я.
– Это я для нового фокуса сделала.
– Сама?
– А мы все сами делаем!
Таков уж феномен цирка – все волшебство в нем, от костюма и грима до последней детали реквизита, надо пропустить через собственные руки. Выпилить, выстругать, сколотить, сшить, раскрасить, обклеить разноцветной фольгой, чтобы сияло и переливалось в свете софитов, а главное – не подводило в работе. Часто на подхвате вся семья циркача.
Прирожденного артиста манят сцена, зрители, овации. Поэтому и не засиживаются новгородские циркачи на месте. Ребятам уже рукоплескали, помимо городов Отечества, Италия, Швеция, Финляндия… Сейчас лежат приглашения на фестивали в Красноярске, Петербурге, Болгарии.
Они вырастают, уходят, идут работать, заводят семьи. Но иногда накатывает непонятная тоска, и тогда прибегают к Леониду Афанасьевичу, достают из шкафа булавы и хула-хупы… Ведь они навсегда «больны» цирком.
…Я собралась уходить. На пороге меня обогнала малышка, обернулась, помахала рукой:
– Папа, я пошла!
– Как ты меня назвала? – глаза Леонида Афанасьевича засветились гордостью. – Иди сюда, – и наставник растроганно прижал девчушку к сердцу.
– Вот эта – уже моя… На конфету!