Здравоохранение: острый диагноз снят
Пациентам больниц и поликлиник Великого Новгорода 2011 год запомнится прежде всего масштабными ремонтами. И этого счастья (без шуток) муниципальная медицина дождалась благодаря двухлетней программе модернизации здравоохранения в России. Насколько был удачным стартовый год программы мы попросили рассказать главного врача Центральной городской клинической больницы Михаила Быстрова.
– ЦГКБ, являясь в минувшем году объединением медицинских учреждений Великого Новгорода, была активным участником двух программ: областной программы модернизации и целевой программы развития муниципального здравоохранения. Помимо ремонтов, поставок медицинского оборудования мы в прошлом году начали решать кадровые проблемы. Впервые увеличилось число врачей, к нам пришли выпускники НовГУ, приехали специалисты из других регионов России.
Что касается ремонтов. В обновленном виде встречают новгородок женские консультации №2 и №3, открыты два новых центра общей врачебной практики (в Псковском микрорайоне и Деревяницах), отремонтирована часть помещений в поликлинике №3, в родильном доме, в клинике №2, Станции скорой медицинской помощи, фактически закончен ремонт в поликлинике №4. Многие подрядчики добросовестно отнеслись к заданиям. Серьезно нас подвел только один — ООО «Город» (Санкт-Петербург), эта фирма ведет ремонт в детской поликлинике №2, в срок они не уложились, работы продолжаются и сейчас.
– Можно ли сказать, что теперь в городских медицинских учреждениях идеальный порядок?
– Конечно, нет. Многое предстоит сделать и в нынешнем, и в последующих годах. Центральная городская клиническая больница занимает помещения площадью 77 тыс. кв. м, и многое еще надо приводить в порядок, но значимую часть первоочередных проблем в минувшем году мы сняли.
– Главный вопрос, который должна решить реформа, это обеспечить доступность и качество медицинских услуг. Предполагает ли «доступность» лечение по полису обязательного медицинского страхования у любого врача, а не только у «своего», на участке?
– Во всем мире, в том числе и в России, есть определенные правила организации медпомощи. Например, к узким специалистам пациент должен поступать либо через врача общей практики, либо через участкового терапевта. Можно сходить к терапевту или узкому специалисту в любую поликлинику, но принцип территориального прикрепления желателен, и он остается.
С лета 2011 года ко многим специалистам можно записаться по Интернету, по телефону, а к концу этого года электронная запись будет во всех амбулаторных учреждениях города.
– Говоря о качестве медицинских услуг, невозможно обойти вниманием вопрос создания сосудистого центра и отделения экстренной медицины в клинике №1, ведь число смертей от болезней системы кровообращения у нас пока на первом месте.
– Отремонтировали 5-й этаж клиники №1, там готовится к открытию инсультное отделение с блоком интенсивной кардиологии. В более комфортабельные условия переехала 2-я кардиология. На 2012 год Новгородская область вошла в «сосудистую программу», и предполагается, что региональный центр будет организован на базе областной клинической больницы, а у нас – первичный сосудистый центр.
Если говорить об организации больницы Скорой медицинской помощи, то это – поэтапный процесс. В 2011 году мы начали готовить под нее первый этаж клиники №1, приобрели часть оборудования, в 2012-м ремонтные работы продолжатся, и к концу года определенный этап в создании больницы Скорой медицинской помощи будет пройден.
– Прошедший год принес муниципальному здравоохранению изменение системы управления и финансирования: ликвидирован комитет по охране здоровья населения, именуемый в народе «горздравом», создана Центральная городская клиническая больница, объединившая все городские больницы и поликлиники. Что для Вас как руководителя новой структуры ЦГКБ было самым сложным?
– Минувший год непростой с точки зрения и начала работы медицинского объединения, и реализации всех программ. Впервые за много лет были выделены большие средства, и требовалось правильно ими распорядиться: провести тендеры, аукционы, которых в прошлом году прошло 479! Экономия от проведенных аукционов составила 58 млн руб., которые дополнительно направлялись на развитие материальной базы учреждения.
С задачами 2011 года коллектив Центральной городской клинической больницы справился, удалось создать работоспособную команду, улучшить взаимодействие между поликлиниками, стационарами, отработать единые методические подходы в оказании медицинской помощи.
По сравнению с 2010 годом, когда не было объединения, в больнице уменьшилась летальность на 102 человека при сопоставимых количествах госпитализированных больных. Наблюдается снижение смертности в разных классах заболевания по городу, и в этом есть вклад здравоохранения.
Положительный момент – введение электронных регистратур. Визуально заметны изменения в лучшую сторону в поликлиниках, да и новые центры общей врачебной практики, женские консультации дают другой уровень обслуживания.
– С 1 января все муниципальные медицинские учреждения Новгородской области сменили статус, перейдя на баланс областного бюджета. Что изменится в оказании медицинских услуг горожанам?
– Задачи остаются прежними с точки зрения оказания медицинской помощи. Принято решение, что из состава ЦГКБ выйдет в качестве самостоятельного учреждения Станция скорой медицинской помощи. В минувшем году очень много сделано в плане развития ее материально-технической базы, укрепления кадрами. Станция получила 10 новых машин, да и финансирование ее было совсем другим.
С начала 2011 года мы находились под пристальным вниманием контролирующих организаций, было более 50 проверок. Мы относимся к проверкам вполне нормально, потому что строим работу абсолютно прозрачно. Думаю, и 2012 год простым не будет, но уверен, что в конце года многие новгородцы заметят явные положительные изменения в медицинском обслуживании.
В 2011 году на модернизацию здравоохранения из городского бюджета было выделено 101,4 млн рублей.
По региональной программе модернизации здравоохранения (средства федерального фонда ОМС) – 504,7 млн рублей. Из них на ремонты и закупку оборудования – 300 млн рублей.
С задачами 2011 года коллектив Центральной городской клинической больницы справился, удалось создать работоспособную команду, улучшить взаимодействие между поликлиниками, стационарами, отработать единые методические подходы в оказании медицинской помощи.