В чём тут дело?

09.02.2012

В чём тут дело?Достоевский никогда не говорил, что мир спасёт красота. Он два раза «пробовал» эту мысль на князе Мышкине. В одном из эпизодов романа «Идиот» Аглая просит его не говорить разной ерунды, вроде того, что мир спасёт красота, а Ипполит спрашивает князя, правда ли, что он когда-то утверждал это? Но ответа не получает. То ли Достоевский понимал, что красота действительно «страшная сила» и способна погубить, а не то чтобы  спасти, то ли чувствовал, что, скажем, в красивом поступке много добра и человеческого совершенства, а вот в красивой жизни, наоборот, пустоты, легковесности, гламура и того, о чём говорят – красиво жить не запретишь.

Интернет на слово «красота» выдаёт 4 миллиона картинок. Посмотришь, и начинает тошнить. Остро хочется безобразного (19 тысяч картинок) и не безобразного даже, а сложного, трагического, потешного, разного, как сама жизнь. Если красота это гармоничное сочетание аспектов бытия, то безобразное – дисгармоничное. Ну и что? Как после циркового атлета особенно хорош ковёрный, так и Мастрояни, например, особенно интересен на фоне «рож», населяющих фильмы Феллини. А чудище из «Аленького цветочка»? А Брехт? А тот же Достоевский? Да мало ли… Половина мировой культуры из красоты не состоит. Нельзя же всё время питаться одним сахаром. Хотя есть художники и целые школы, ломающие копья и кисти в поисках абсолютной красоты. Но в какой мере искусство Рафаэля удовлетворяет наше стремление к прекрасному совершенству, в той же мере не удовлетворяет отсутствием острого, харАктерного, чуднОго.

Не так давно в программе «Тем временем» с удивлением услышал от Владимира Хотиненко: «Цель искусства – кра-со-та!». Вот тебе и раз, а я всегда думал, что единственной целью ( и смыслом, и сутью, и предметом) искусства является человек. А как говорил Пашка Колокольников из удивительного фильма Шукшина «Живёт такой парень»: «Люди у нас сами знаете какие…». Так вот не знаем, не до конца знаем и до конца никогда не узнаем, а хочется и про других, и про себя.

Это не отвлечённое эстетизирование. Такие разговоры в стенах Городского выставочного центра возникают часто. Приходят начинающие фотографы, приносят красивые закаты, милых домашних животных, а когда говоришь, что на выставку пока не тянет, не понимают – ведь красиво же!

Или приходят на выставку «Колдовские художники», ругают нас, что неприличные слова, что злые, хоть и смешные сюжеты. Даже безобидная Зинка Морковкина с выставки Владимира Яшке, которая проходит сейчас, нравится далеко не всем. Вульгарная, дескать. На вкус и цвет… Не всем же блистать совершенством. «В чертах у Ольги жизни нет», а симпатяга лучше красавца.

Когда наши зрители сталкиваются с непонятным или с тем, что кажется невозможным для «изящных искусств», хочется напомнить им, что есть такое понятие – фронтир, т.е. передвигаемая граница между освоенным, понятным и привычным, и не освоенным, чужим. Художники часто подходят к этой черте, потому что они, как у Купера, – пионеры.

Они пытаются расширить пространство культуры (иногда, как это ни парадоксально, с помощью ненормативной лексики или безобразной формы), художественной, но провокации. А не любо – не слушай, не ходи на такие выставки, и ведь организаторы, как правило, предупреждают – не для всех. И только потом мы поймём, что лишили себя возможности заглянуть за горизонт.

 

– Я бы таких «художников» изолировала от общества, – бросила в сердцах дама, выходя с выставки «Как-то раз красотка Зинаида…» в Городском выставочном центре. – Это не творчество, уродство сплошное!
– Совсем с ума сошли – устраивать такие выставки, – поддержал ее спутник. – Выдают за искусство пошлость и радуются.
Уж не знаю, какие именно картины художника Владимира Яшке так отпугнули зрителей. Однако факт есть факт. Выставки, подобные этой, вызывают бурную реакцию. И почти всегда негативную. Пишут в редакцию, что «темы и образы некрасивы, отталкивающи – уродливые лица, скабрезные позы». И требуют запретить этот «сплошной сюр, пахнущий сыростью, перегаром, невежеством».
То, что любое искусство неоднозначно, понимают все. Но не все пишут. Не хочешь – не ходи, но запрещать – это все-таки слишком.
Но вот ведь парадокс – «мирные» выставки картин с привычной манерой и сюжетами споров не вызывают, но забываются быстро. А эти, вот, поди ж ты! В чем тут дело?
А кому же отвечать, как не Сергею Пухачёву, руководителю Городского выставочного центра.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.