В любую дверь войду без стука…

09.02.2012

В любую дверь войду без стука...Джанна – по-армянски значит «душа». Мог ли предполагать отец-армянин, давая девочке имя, что она станет глубоким исследователем и выразителем, а по мнению многих знавших ее, даже образцом души русского человека…

Многие новгородцы помнят выставку живописи вологодской художницы Джанны Тутунджан, проходившую в Музее изобразительных искусств два года назад. Тогда Джанна Таджатовна приехать не смогла – сильно болела. Но картины ее оставили глубокий след в душах зрителей, и многие надеялись на встречу с автором на открытии выставки ее графики. Не случилось – Джанна Тутунджан ушла из жизни в феврале прошлого года. Именно поэтому фильм о художнице, снятый на вологодском телевидении и демонстрирующийся в интерьерах выставки «Разговоры по душам», посетители смотрят с особым щемящим чувством.

 

Диковинка

В любую дверь войду без стука...…Далекий 1964 год. В домике на краю деревни Сергиевской поселяется семья художников. Для глухой вологодской деревушки это было событие! «Прошел слух – художница к нам приезжает, летом жить будет, рисовать людей наших, дома. В большую перемену бегали всей школой смотреть на нее, как на диковинку», – вспоминала жительница Сергиевской Декабрина Шалашова.

Джанна Таджатовна быстро стала в деревне своей.

«Самое любимое состояние: зимой жить одной на краю деревни, – рассказывала она. – Днем пишу снега и людей. А вечером, когда истоплю печку, пойду вдоль верхнего или нижнего посада. И без стука открою любую дверь. И меня обдаст избяным теплом… И я буду рисовать и слушать, как пить, эту жизнь! И она будет проходить сквозь меня… А нагостившись, я пойду к себе, хмельная от счастья, общения с чем-то главным, неподдельным, высказанным живыми словами…»

 

«Подслушанная» жизнь

В любую дверь войду без стука...Из этого-то общения и рождались на протяжении  сорока лет несколько графических циклов, из которых особо выделяется один – «По правде, по совести». Особость его не только в остро схваченных портретах жителей российской глубинки в их повседневных заботах, но и в «подслушанных» разговорах, помещенных здесь же, на полотне. Поначалу кажется, эта затейливая вязь слов отвлекает от зрительного образа. Но вот неспешно переходишь от работы к работе и слышишь – они разговаривают лично с тобой.

«Кабы – знатьё, что такая жизнь будет, – назад бы улезла, а топере родилась!!!».

«Какая же рыба? Когда 20 тонн удобрений в Сухомлу с берега смыло…»

« – Думаешь, бог есть?

– Кто ж его знает…

– Наши там летают, а не сказывают, что видали…!»

«Народ больно матюкливый стал, да какой-то шальной. Пошто бы это? Пошто бы мать-то тревожить да всё её поминать недобрым словом? Ведь земля кажный раз дрогнёт. Грех ведь!..»

Что тут возразишь?

 

«Цавэт танэм»

Это было одно из любимых армянских выражений Джанны Таджатовны. Означает оно – «Возьму твою боль на себя». Как сказал вологодский художник Владимир Корбаков, вспоминая коллегу, «она брала на свое сердце не только боли вологжан, но, наверное, все боли человечества. Вот оно и не выдержало…»

Джанна Таджатовна часто навещала ребят из вологодского детдома им. В. А. Гаврилина. Она придумала игру «Высота»: каждый год ставить перед собой цель, писать ее на бумажке и запечатывать в конверт, а через год отчитаться друг другу – что из задуманного получилось. Они встречались каждую весну. Встречались и в прошлом году, но уже без любимой наставницы. А в детдоме теперь открыт музей Джанны Тутунджан, где собраны ее работы, книги, письма. И, возможно, там теперь живет ее душа…

Выставка работ Джанны Тутунджан

«Разговоры по душам. Графика» продлится в Музее изобразительных искусств до 2 апреля.

 

Джанна Таджатовна Тутунджан, народный художник России, академик.
Родилась в 1931 г. в Москве, окончила МГХИ им. В.И. Сурикова. С 1964 г. – участник зональных,  республиканских и всесоюзных выставок. Лауреат премии Вологодского комсомола им. А.Я. Яшина, государственной премии Вологодской области, награждена Серебряной медалью Российской Академии художеств. 

 

Борис Непомнящий, народный художник России:
–  Я знаю Джанну с 1979 года, мы часто ездили вместе в составе выставкома по Северо-Западу России. Выставком – это орган, который может дать молодому художнику надежду, а может прервать ход его творческой жизни. И люди там подбираются разные… В ряду некоторых академиков, народных художников, отличавшихся излишним снобизмом, а то и величием, Джанна была по-хорошему заземленной, очень доброжелательной к молодым художникам, всегда улыбалась. Посмотрите на ее картины – вот такой она и была… Хотя почему – была? Пока живы ее работы, жива и она.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.