«Спрашивать с тех, кого мы нанимаем»

16.02.2012

«Спрашивать с тех, кого мы нанимаем»Более трети всех обращений в приемную Президента РФ в Новгородской области касаются сферы ЖКХ. Эта тема и стала главной в разговоре с главным федеральным инспектором в Новгородской области Олегом Онищенко.

– Олег Григорьевич, проблемами ЖКХ сегодня занимаются все – Росфиннадзор, прокуратура, вы как главный федеральный инспектор и руководитель региональной приемной Президента. Положение в этой сфере таково, что без «ручного управления» и жесткого, «президентского» контроля уже не обойтись?

– Обойтись. Организация тепло-, водо-, газоснабжения и обеспечение прочими коммунальными услугами – это полномочия органов местного самоуправления. И если бы они добросовестно выполняли свои обязанности, эффективно организуя управление жилищно-коммунальным комплексом и не на словах, а на деле заботясь о благе людей, такого шквала жалоб от населения не было бы.

Включить или не включить дом в программу капремонта, признать или не признать дом аварийным – это вопросы не Президента, а муниципалитетов. Люди обращаются в приемную Президента потому, что действия или ответы чиновников их не удовлетворили и все круги инстанций уже пройдены.

– Может быть, проблемы отрасли действительно объясняются тем, что многие годы в ЖКХ не вкладывалось достаточных средств?

– Это привычная отговорка некоторых функционеров отрасли и местных чиновников. Фонд содействия реформированию ЖКХ, напомню, существует с 2007 года, и через эту госкорпорацию наша область за эти годы получила более 1 млрд рублей. Изменилась к лучшему ситуация?  Кардинально – нет. В некоторых случаях становится даже хуже.

В ЖКХ идет колоссальное разворовывание средств, мы должны признать это. Как средств собственников жилья, так и бюджетных средств, поступающих в рамках федеральных целевых программ по капремонту многоквартирных домов, переселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации отрасли и т.п.

Скажите, вот у вас какие возникают вопросы при взгляде на осыпающиеся после недавнего «капремонта» фасады домов в центре Великого Новгорода?

– Наверно, как у любого здравомыслящего человека – кто составлял смету, кто осуществлял надзор, чьи подписи стоят под актом приемки, сколько денег украдено.

– Вот на эти и подобные вопросы, которые задают жители области, и ищут ответы прокуратура, Росфиннадзор и другие контрольные органы. И находят.

Проверки показывают, что нарушения законодательства в коммунальном комплексе области носят системный характер. Причем нарушения закона при расходовании средств допускаются практически на всех этапах их использования – размещение заказов, проведение строительных работ, приемка и оплата, контроль за целевым использованием.

Реализация этих материалов – дело небыстрое, но они будут доведены до завершения. Подчеркну: хищения в сфере ЖКХ – это обветшание жилья  и как следствие – вопросы безопасности людей.

– У людей порой складывается впечатление, что наши управляющие компании совершенно неуправляемы, никому не подчинены.

– Вторая причина массовых нарушений закона при расходовании средств в этой сфере именно в этом – нет жесткой привязанности ответственности управляющих компаний за свою деятельность перед собственниками жилья, нет спроса с подрядных организаций. Все это дает раздолье для нечистоплотных людей.

На личном приеме, который я проводил в приемной Президента в январе, из 32 заявителей десять пришли с заявлениями, касающимися ЖКХ. Одному из заявителей, например, управляющая компания посчитала, что за месяц он один потребил 48 кубометров воды! Это не одного – трех слонов помыть можно. В другом доме  управляющая компания оценила каждый выход мастера на дом в 8 тысяч рублей, включив такие расценки в расходы на управление.

С такими фактами и такими «управленцами» в ЖКХ нужно строго разбираться и привлекать к ответственности. Управляющая компания – это всего лишь обслуживающая организация, которую мы нанимаем для эффективного управления своим домом. Так давайте спрашивать с них по закону. За то, насколько разумно и эффективно они распоряжаются нашими деньгами, кого они приглашают в подрядчики и почему.

– Довольно часто люди, которые обращаются к вам, указывают на то, что недобросовестная работа управляющих компаний и ТСЖ имеет, скажем так, поддержку чиновников муниципальной власти, курирующих эту сферу.

– Я убежден, многие правонарушения в сфере ЖКХ стали возможны потому, что чиновники, отвечающие за коммунальное хозяйство, сами участвуют в преступных схемах. Или через ближайших родственников.

Напомню, осенью минувшего года Президент обратил внимание на недопустимость в сфере ЖКХ схем, позволяющих местным властям превращать эту отрасль в семейный бизнес. Надо ломать подобные схемы. В том числе и у нас в регионе.

– Любой чиновник, казалось бы, должен понимать: вместе с этими осыпающимися фасадами и протекающими крышами обваливается, образно говоря, и доверие людей к нему как представителю власти и к власти в целом. Выходит, не нужно чиновнику доверие людей? Его чиновничья судьба от этого не зависит.

– Это кажущаяся независимость. У любого чиновника есть должностная инструкция, есть закон о государственной службе. И самое главное: любой чиновник – всего лишь наемный работник, а его работодатель – население. Мы должны почаще напоминать об этом – и чиновнику, и самим себе.

– В октябре 2011 года по поручению полпреда Президента РФ в СЗФО во всех субъектах федерального округа, в том числе и в Новгородской области,  созданы и начали деятельность рабочие группы под руководством главных федеральных инспекторов по пресечению правонарушений в сфере ЖКХ. Какова их задача?

– Координировать деятельность всех федеральных структур по профилактике и пресечению подобных нарушений.

На одном из заседаний рабочей группы мы, в частности,  говорили о депутате теперь уже областной Думы, руководителе одной строительной компании с великоновгородскими амбициями, который на двух десятках многоквартирных домов областного центра «наработал» так, что их собственники обивают пороги судов, пытаясь  привлечь его к ответственности за такой «капремонт». Мне сложно определить, чем руководствовались избиратели, отдавая за него свои голоса на прошедших выборах.

И мне совершенно непонятно, каким образом его компания сумела получить 26 контрактов на проведение ремонтов многоквартирных домов с использованием бюджетных средств, если она имеет в своем распоряжении, по сути, только стол, стул и компьютер.

Мы (я имею в виду все федеральные структуры, работающие на территории области) немало сделали за минувший год по выявлению и пресечению правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В сфере ЖКХ выявлены хищения на сумму более чем 19 млн рублей. Но работы впереди еще много.

– Вопросы жителей, в частности Великого Новгорода, вызывает непрозрачность самой процедуры включения домов в программы – как в программу капремонта, так и в программу переселения из ветхого и аварийного жилья.

– Таких вопросов в приемную Президента поступает много. Действительно, сложно понять, почему, например, дом, признанный еще 20 лет назад нуждающимся в капитальном ремонте с расселением и не видевший за эти годы никаких ремонтов, сегодня не попадает ни в какие федеральные программы.

Недавно, например, я вместе со специалистами Ростехнадзора, жилищной инспекции осматривал три дома в областном центре – на Предтеченской улице, Козьмодемьянской и Большой Московской. Их жильцы обратились в приемную Президента с одинаковыми недоуменными вопросами: почему их дома, несмотря на неудовлетворительное состояние, не попадают ни в какие программы? Действительно: почему? Представители Ростехнадзора, например, уже дали заключение, что вся электрика этих домов нуждается в замене.

Чиновники ссылаются на баллы, степень участия собственников жилья в софинансировании работ. Я как строитель по профессии убежден: первостепенный критерий – возраст дома, степень его изношенности. Повторю еще раз: это вопросы безопасности людей.

– Многие собственники жилья доходят до суда – и сталкиваются с тем, что судебные решения не исполняются, в том числе и муниципалитетом. Люди растеряны: что делать дальше? Задаются вопросом: стоило ли обращаться в суд, если результата все равно нет?

– Ответ однозначен: обращаться. Добиться судебного решения – значит запустить правовой механизм решения проблемы. В ином случае можно долго обивать пороги кабинетов. Мы же хотим, чтобы все было по закону? А законный путь – такой. Напомню, за неисполнение судебных решений предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

– Количество обращений в приемную Президента растет. Плохо это или хорошо, на ваш взгляд?

– С одной стороны, плохо, потому что показывает, насколько неэффективны меры, принимаемые органами местного самоуправления.

А с другой стороны, хорошо, ибо показывает уровень доверия населения к президентской власти, а это важный показатель. У людей существует вера, что при обращении к Президенту вопрос будет решен. Эта вера не сама по себе появляется. По линии администрации Президента вопросы решаются эффективно в силу того, что есть мощный административный ресурс.

– Что радует вас по итогам первого года с небольшим работы приемной?

– То, что удается помочь людям. Справили давно ожидаемое новоселье семьи военнослужащих из Кречевиц, получил жилье юноша-сирота, переехала из старого дома в новую квартиру женщина с двумя детьми.

Хорошо решаются вопросы, связанные с обеспечением жильем ветеранов. Подключаются все, начиная с органов МСУ, региональные, федеральные структуры – и проблемы решаются в считанные дни. При особенностях работы нашей бюрократии это хороший показатель.

В целом работа приемных как прямого канала связи населения области с Президентом, со структурами администрации Президента повысила эффективность реагирования всех структур органов власти на обращения граждан. Это, несомненно, радует. И самое главное  – позволяет людям, новгородцам обозначать те болевые точки региона, которые раньше довести до сведения власти было крайне сложно. И сдвинуть проблему с мертвой точки.

Кроме того, я хотел бы отметить гражданское взросление нашего общества – вот что приятно.

– Взросление общества? Что вы имеете в виду?

– В приемную обращаются люди со злободневными, острыми вопросами, с критикой муниципальной, региональной власти, причем не анонимно, а называя свою фамилию. Значит, люди предполагают, что реакцией будет устранение недостатков, но никак не реагирование по отношению к самому обратившемуся.

Такая гражданская позиция формируется в людях при одном условии – когда они чувствуют, что они живут в свободном гражданском обществе, где могут обсуждать любые проблемы и отстаивать свою точку зрения.

С людьми надо разговаривать человеческим языком. Если в бюджете не хватает средств, так и напиши, сообщи, когда будет возможность выделить деньги на тот же капремонт. И я думаю, любой гражданин поймет и потерпит, а если в обещанный срок взятые обязательства будут выполнены, отметит: власть ответственна. Больше всего людей раздражает, когда берут обязательства, но их не выполняют.

 

Многие правонарушения в сфере ЖКХ стали возможны потому, что чиновники, отвечающие за коммунальное хозяйство, сами участвуют в преступных схемах.

 

Управляющая компания – это всего лишь обслуживающая организация, которую мы нанимаем. Так давайте спрашивать с них по закону.

 

Приёмная Президента РФ в Новгородской области: 173005, Великий Новгород, пл.Победы-Софийская, д.1. Часы приема: вторник, четверг: с 9.00 до 12.00, с 15.00 до 18.00.
Телефон 731-735. 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.