А Розенталь его знает…

12.04.2012

Вы знаете, что такое паразиты? Не мучайтесь, речь не о глистах и  клещах. Я – не биолог, я филолог. Речь – о словах.

 

Наша повседневная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. А так как не всегда успеваем сформулировать мысль, останавливаемся, чтобы  подыскать подходящее слово.

Если хотите это проверить, прислушайтесь к своей речи. Все те слова, которые ничего не обозначают, – и есть паразиты. Такие слова вы можете услышать в речи кого угодно, хоть президента, хоть профессора…

Многие слова-паразиты произносятся потому, что нужное в этот момент слово в голову не приходит. Есть и другая причина появления таких слов в нашей речи. На них возникает мода. Волна словечек, вроде «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», подобна эпидемии, поражающей людей направо и налево. Я и сама, что скрывать, могу ввернуть «блин» или «ёлы-палы»…

Но это еще прилично. А ведь мы, в силу своей несдержанности, часто произносим вдруг крепкое словцо между репликой. Матерные слова — самые неприятные среди паразитов, но… и самые древние обереги.

Некоторые историки считают, что матерные слова  имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой. Но все знали, что детей нельзя бранить матом: они будут мучимы бесами. Материться нельзя и в доме: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя ругаться в лесу: леший  обидится; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где  мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.

На Руси до середины XIX века сквернословие было уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, сейчас никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком.

О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

В общем, «ёлки» и «блины» еще в деле. А от них можно и надо избавляться. А как? А Розенталь его знает… Самый простой способ – воздержание. Просто постарайтесь не говорить эти слова.  Можно придумать что-нибудь другое. Например, теребить в кармане бумажку или монетку, чтобы успокоиться и отвлечься.

Есть и обратная сторона медали. Слова-паразиты делают речь связной. Если будете молчать, когда забудете текст или когда будете пытаться уловить мысль, – то вам станет страшно. Либо окружающие подумают, что вы закончили речь. Вывод: использовать слова-паразиты можно, но осторожно. Они могут заменить оборот из 3-5 слов, который еще нужно подбирать, чтобы выразить мысль.

Кстати, говорят, что слово-паразит, которое постоянно произносит человек, может охарактеризовать его натуру, сущность и видение мира.

Еще одно явление «речевого» паразита – канцеляризмы. Все эти  «осветить вопрос» и «озвучить задачи», «поднять должным образом», «остановлюсь на недостатках мероприятия», как пришельцы, захватили сознание людей, далеких от контор и канцелярий. Теперь даже в обычном разговоре вместо простого и понятного слова «рассказал» люди слышат «осветил вопрос», а вместо «предложил обменяться опытом» – «предложить осуществить обмен опытом».

Грустно, господа. Кстати, еще Гоголь высмеивал выражения типа: перед начатием чтения; табак, адресуемый в нос; для воспрепятствования его намерению; событие, имеющее быть завтра. Если бы он послушал нас сейчас…



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.