Победа «реализма с душой»

09.10.2008

Победа «реализма с душой»Открытие выставки «Российский Север», состоявшееся на прошлой неделе, напоминало дискуссионный клуб: посетители стайками собирались около работ, обсуждая тонкости техники («Надо же, как тщательно выписана брусчатка!») и делясь эмоциями, в общей массе положительными.

Сравнивая нынешнюю выставку с предыдущей, проходившей пять лет назад в Вологде, художники и искусствоведы в один голос утверждают: «Российский Север» с каждым разом становится все разнообразнее и всеохватнее. «Вектор художественного качества перемещается в регион. Удивительно, но сегодня можно увидеть вещи очень высокого уровня в самых отдаленных провинциальных уголках», – считает секретарь Союза художников РФ, народный художник Алексей Суховецкий. «Эта выставка видится мне более цельной, чем предыдущая, – добавляет  директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов. – Вернулось широкоохватное мышление, которого так не хватало раньше. И, заметьте, на ней нет гламура, подобные работы в процессе отбора «выдавились» сами собой».

Однако новгородский искусствовед и телеведущий Сергей Пухачев на пресс-конференции попенял организаторам, что на выставке практически не представлено актуальное искусство. Выставком утверждает, что их вины в этом нет и участвовать в отборе предлагали всем желающим. Но почему-то художники, колдующие над инсталляциями и абстракциями, «не увидели» свои работы в формате данной выставки. Оно и понятно, ведь сами организаторы охарактеризовали ее как «поддерживающую традиции реализма с душой».

Все же упрек задел художников за живое, и председатель Вятского отделения Союза художников России Сергей Горбачев этого не скрывал.

–     Когда художник творит, он ведь не думает: «Дай-ка я нарисую что-нибудь актуальное!». И потом, кто сказал, что любовь к Родине, мысли о Боге, о милосердии — это не актуально? Что же касается творческого поиска и сознательного отхода от традиций, то подобных работ по крайней мере треть из всех экспонирующихся на выставке.

Кстати, как раз художники Вятки на этот раз заставили заговорить о себе, побив не только рекорды численности (представлено 300 работ 84 авторов), но и жанрового разнообразия.

Не уступили им и новгородцы. Зрители увлеченно обсуждали схожесть и различия в полотнах Дмитрия Журавлева и Александра Варенцова, очарованно рассматривали маленьких чумазых рыболовов Булата Яманова и подолгу застывали у работ Бориса Непомнящего, навеянных образами Достоевского.

Даже если вы не большой любитель неспешно прогуливаться по вернисажам, возможно,  все же стоит посетить выставку «Российский Север» хотя бы потому, что на ней нет, выражаясь словами Зощенко, маловысокохудожественных работ.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.