Спортивная изюминка скоро может исчезнуть из новгородского ассортимента

13.03.2008

Спортивная изюминка скоро может исчезнуть из новгородского ассортиментаСейчас уже ясно, что грядущая осенью Олимпиада в Пекине если и будет иметь отношение к Великому Новгороду, то лишь в лице гимнастки Кристины Горюновой, да и то при особо удачном расположении звезд. А что же наша гребля, которая в сознании многих до сих пор считается флагманом новгородского спорта? А ничего. Ничего у нас уже с греблей не выходит. Потому что наша гребля, если совсем честно, – прошлый век. Пардон за прямоту.

Еще тридцать лет назад новгородская школа гребли воспитывала десятки заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, чемпионов мира и Европы, и это касалось как академистов, так и байдарочников. Участие наших спортсменов в Олимпиадах не вызывало сомнений, наши расчеты на олимпийские медали были обоснованы и оправдывались. Победы же новгородцев на чемпионатах СССР вошли в норму и воспринимались уже и вовсе буднично.

В 2000-м году Александр Иваник стал последним новгородским гребцом, принимавшим участие в Олимпийских играх. Да и то в финальный заезд пробиться ему не удалось. Впрочем, Александр – воспитанник ростовской школы гребли, перебравшийся под нашу «крышу», женившись на новгородской спортсменке Наталье Григорьевой – кстати, тоже одной из последних наших «могиканок», только по женской линии. В 1996-м она заняла 4 место в составе российской академической восьмерки. В 2004-м Иваник в состав олимпийской сборной уже не попал, нет новгородцев и среди кандидатов на поездку в Пекин в нынешнем году. Чемпионов мира и Европы за последние два года у нас два. Чемпионов, а также победителей первенств России тоже два. Эпоха упадка?

Говоря о работе спортивной школы, нужно четко понимать, что ее дело – наладить и обеспечить такой учебно-тренировочный процесс, который позволял бы воспитанникам стабильно добиваться высших результатов. Вон СДЮСШОР «Манеж» — такая же муниципальная спортшкола, но заняла по результатам выступлений гимнасток 8 место в стране, получила премию. Почет и славу. Да и их Кристина Горюнова попала в обойму сборной, готовящейся к Олимпиаде. Выходит, в «Манеже» процесс сумели обеспечить, а школа гребли – нет.

Может, дело в тренерах? Тренерами в школе теперь работают те самые заслуженные мастера эпохи 1970-80-х, познавшие вкус больших побед и большого спорта, – Якунин, Гопова, Быстрова… Квалификация их сомнению не подлежит. Из 12 преподавателей школы четверо являются заслуженными тренерами России, 7 – имеют высшую тренерскую категорию. Продолжает заниматься тренерской деятельностью и легендарный Евгений Морозов, которого к тому же привлекают периодически и к работе со сборной.

– Кадровая проблема у нас есть, но она не в квалификации тренеров, – рассказывает директор СДЮСШОР по гребле Юрий Шуркалов, – и даже не в том, что примерно треть тренеров вынуждены работать совместителями, чтобы прокормить себя и свою семью. В недалеком будущем у нас может сложиться гораздо более тяжелая ситуация: средний возраст преподавательского состава подходит к пенсионному, а молодых тренеров, желательно амбициозных, заманить на зарплату в 5 тысяч достаточно трудно.

В общем, тренировать пока есть кому. Идут в школу и дети – около 400 учащихся на сегодняшний день готовы бурлить воду веслом. Только где?

У школы гребли сегодня две огромные проблемы: гребной канал и состояние учебных корпусов. Канала фактически нет, уже в июне он пересыхает и войти туда невозможно. Тренироваться можно и на Волхове, но для официальных соревнований по гребле существует условие: вода должна быть стоячей. Нет канала – нет и соревнований. Нет соревнований – нет интереса у детей. В советские времена канал держали «в форме», а в эпоху упадка экономики – забросили. Так канал и «умер». Сегодня, чтобы его возродить, требуется ни много ни мало – 70 миллионов рублей.

Здание самой школы гребли тоже дышит на ладан.

– Когда я вошел в эллинг, мне просто стало страшно, – сказал об этом новый руководитель городского управления по физкультуре и спорту Анатолий Митрофанов. – Нужно вести речь уже о капитальном ремонте всех зданий.

По смете это 30 миллионов рублей. Итого 100. Но и это еще не все.

Гребля – вид спорта силовой и технический. Результат в нем напрямую зависит от возможностей спортсмена и его лодки. Лодка должна быть конкурентоспособной, т.е. современной, качественной , а спортсмен – сильным и здоровым, для чего ему нужны специальные тренажеры и специальное же питание. Со всем этим у нас тоже проблемы. Стоимость одного гребного тренажера равна стоимости одного весла – 60 тысяч рублей, лодки-двойки – от 200 до 700 тысяч, в зависимости от качества, байдарки – около 400 тысяч. В общем, чтобы обеспечить лодками и тренажерами хотя бы самых перспективных спортсменов, школе требуется еще около 20 миллионов рублей. А получено было на эту статью за последние 3 года – 300 тысяч. То ли купить одну лодку. То ли чуток тренажеров…

Питание спортсменов – тоже больная тема. Все понимают его важность и обязательность. Самое интересное, что какие-то деньги в федеральном бюджете на это уже заложены, но финансистам до сих пор не разобраться с законодательством, не определиться, как их получить и расходовать. В общем, все у нас не как у людей.

– При нынешнем положении дел мы легко конкурируем лишь с такими же «бедными», как мы сами, регионами – со Псковом, Тверью и иже с ними, – говорит директор СДЮСШОР по гребле Юрий Шуркалов. – Уточняю: пока. Пока еще мы «выезжаем» за счет богатого опыта и высокой квалификации специалистов спортшколы. Но с городами-миллионниками тягаться очень сложно. Там все по-другому. Там и лодки, и спортивные объекты, и питание, и кадры, и соревнования. Поэтому сейчас даже победы на чемпионате России ценятся уже не так, как три десятилетия назад.

Сумма в 120 миллионов рублей, необходимых для поднятия нашей гребли на прежний уровень, конечно, пугающая. На эти деньги легко можно развить 3-4 других вида. И невольно закрадывается кощунственная мысль: «А может, ну ее, греблю эту?..»

– Согласен, что думать так – кощунство, – считает Анатолий Митрофанов. – Для гребли в Великом Новгороде должны сделать все, что возможно. Отплатить, тем самым, добром за добро. Это не просто наша слава, это наша единственная изюминка, если хотите! Понятно, что в областном, а тем более в городском бюджете таких денег на одну только греблю, возможно, никогда не будет. Остается надеяться на помощь государства, хотя бы в преддверии юбилея города. К примеру, сделать нормальный гребной канал (с оборудованием, трибунами, асфальтовой дорожкой вдоль дистанции) – по сути половина дела. Школа гребли могла бы частично зарабатывать на нем, сдавая канал в аренду активно развивающимся сейчас водным видам спорта…

– В нашей стране многие думают, что деньги, их количество – главное. А ведь по сути они – инструмент для существования самого государства. Они нужны, чтобы оно было сильным, уверенным в себе. Государство должно воспитывать, развивать своих граждан, – говорит директор школы гребли Юрий Шуркалов, кстати, серебряный призер Олимпиады 1972 года. Надо как-то заботиться о подающих надежды юношах и девушках – тех, кто в скором будущем составит цвет нации. Нас обнадеживает в общем-то то, что в последние годы отношение в стране к спорту меняется в лучшую сторону.

И с этим трудно поспорить. В конце концов, только что избранный Президент России Дмитрий Медведев сам в юности занимался греблей в Санкт-Петербурге на Крестовском острове. И база та уже сейчас, говорят, в идеальном состоянии. Звучит обнадеживающе.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.