Иду по солнцу

16.08.2012

Наталья Алёшина убеждена: сила человеческого желания велика. «Настолько велика, что если вам это действительно нужно и ваши желания совпадают с планами Вселенной, то желаемое обязательно будет дано: приходят нужные учителя, открываются нужные двери, подтягиваются нужные события».

Ровно год назад Наталья зарегистрировала творческую мастерскую под названием «Посолонь». Шла к этому долго, трудных пятнадцать лет – была педагогом дополнительного образования, управленцем, просто женой подводника на Камчатке. Хотя прикладное художественное творчество у нее, что называется, на роду написано – отец Генрих Алёшин художник-медальер, прадед Григорий – новгородский кузнец, а делать украшения – сильнейшее желание детства.

– Когда отец уходил на работу на НЗЛК, я забиралась в его домашнюю мастерскую, включала паяльник, резала ножницами металл, гнула пластины, дробила смальту в тисках. Мне непременно нужно было оправить эти камни – простые стекляшки, принесенные отцом. Порезы, ожоги не останавливали. Было мне тогда лет десять, – вспоминает Наталья. – Вечером с гордостью показывала отцу сделанное.

– А что отец?

– Он был мудрым учителем — никогда не настаивал, доверяя мне самой во всем разобраться. Тактично и ненавязчиво давал редкие советы, которые я очень ценила. Будто случайно подбрасывал мне пастель, скульптурную глину, дорогие акварели. Однажды привез просто царский подарок – куски разноцветной смальты из маловишерских плавильных печей. Это были камни потрясающей красоты – изумрудные, оранжевые, ярко-синие, белые с разводами. Увидев эти сказочные глыбки, я была потрясена до глубины души.

Эти цветные камешки детства Наталья нежно хранила долгие годы, а затем, в бесконечных переездах затеряла. И вот недавно случайно нашла. «Радости не было предела! Будто привет от отца: как ты? выполняешь ли свое предназначение?».

Сначала, по словам Натальи, ей было интересно все – макраме, фриволите, керамика, вязание, бисеро-плетение, шитье. «Какой материал ни возьму – слушается». В результате владеет практически всеми видами рукоделия. Потом поняла, что ее предназначение – творить древнерусские украшения, аксессуары в древнерусском стиле, и через эти бусы, серьги, браслеты обращать людей к их корням.

На открытие собственной мастерской решалась трудно. «Начинать в одиночку всегда непросто. Но очень сильным было желание идти по жизни с прямыми плечами».

Три раза она делала шаг назад, вновь и вновь просчитывая бизнес-план своего предприятия. Но как только сказала мечте «да» – будто крылья выросли. И все стало получаться. Так бывает, когда встаешь на тропу, предназначенную именно тебе.

– Однажды во сне мне будто откуда-то сверху сказали: «Хорошо, мы дадим тебе то, что ты хочешь». И завертелось!.. Теперь понимаю, что меня тогда благословили на мой творческий путь, – говорит Наталья.

Творческая мастерская «Посолонь», ее единственный мастер производит аксессуары в древнерусском стиле из керамики, камня, дерева, кожи, металла. Основа коллекции – бусины и подвески ручной работы из красной новгородской глины. Орнамент на них – древнерусская символика. В древнерусских орнаментах, говорит Наталья, заключена огромная сила, в них каждая точка, завиточек имеют смысл. «Эти вещи работают, они нас оберегают».

Её украшения с чернёной керамикой (такой цвет глина приобретает в процессе задымления по древнерусским традициям) притягивают к себе людей в любом месте – на туристической тропе, на ярмарке, в холле очередной выставки. Разглядывают. Перебирают. Расспрашивают. Восхищаются.

– Бывает так, что человек смотрит ваши вещи, а вам не хочется ему их продавать?

– Бывает. В моих вещах – часть меня самой. Не хочу отдавать их в руки, которые мне неприятны. Пару раз до конфликтов доходило.

– А есть украшения, которые в принципе не хотите от себя отпускать?

– Так было с работами в первое время. Наверно, этот этап проходят все творческие люди. Сейчас по-другому. Если бог дал тебе талант, ты должен его использовать во благо.

Как-то заметила: украшения, собранные руками дочки (она помогает матери, когда та не успевает), уходят в тот же день! «Дочка, почему?» – «Мама, я собираю их с мыслью: пусть эта вещь достанется хорошему человеку».

– Если делаешь вещи для людей, то должен их делать изначально именно с таким посылом, – резюмирует Наталья.

– Какой аксессуар любимый?

– Серьги. Любимый, наиболее употребимый. Серьги украшают женщину.

Нынешней весной на выставку «10 лет: женский взгляд», в которой предложили участвовать, она подготовила экспозицию «Женский взгляд на серьги». Сделала огромнейшую коллекцию, где все крутилось вокруг XVII- XVIII века: одинцы,  двойчатки, тройчатки – стержни, насаженные на специальную перекладину, и на них надевались бусины неправильной галичной формы (будто вода обкатала) – самоцветы, гранаты, аметисты, сердолики, хрустали. И обязательно литые бусины в виде шапочек, чашечек круглых, клубеньковых, подвесных. Выставка имела успех как у посетителей, так и у мастеров.

– Видите свое изделие на женщине – и не нравится. Бывает такое?

– Пожалуй, не нравится, когда бусы завязывают узлом. Но я не имею права критиковать других женщин, сама не идеал. Пусть им будет комфортно с моими украшениями, радостно, это самое главное. Вещи прошлых лет могут не нравиться. Я же расту! А иногда наоборот – забываю о них, а увижу на ком-то: надо же, как красиво! По-всякому бывает.

На недавнем общегородском конкурсе «Предприниматель года» Наталья Алёшина получила диплом первой степени в номинации «Лучшее предприятие в сфере ремесленничества и народных промыслов».

Ей часто задают вопрос: почему не перейдете на более высокий уровень и не станете делать украшения из золота, серебра? Мы не спросили. Но ей хочется ответить:

– Я делаю сувенирную реплику исторической вещи, которая доступна любой женщине. Мне хочется, чтобы мои украшения были доступны, чтобы каждый, кто хочет окунуться в ауру древней Руси, это сделал. Пусть с помощью моих украшений люди оглядываются на свои корни, обращаются к теме предков. Дальше они пойдут сами, без меня.

В мастерской Наталья показывает коллекцию работ, сделанных в пору   ее увлечения древнерусским костюмом – кокошники, накосники, юбки. Сколько «сэконд-хэндов» пройдено в поисках нужной ткани, тесьмы! Где еще найти было в те годы, например, хлопковый панбархат приглушенного кисельного цвета.

У нее все увлечения делятся семилетками: семь лет керамики, семь лет бисера, семь лет головных уборов… И «семилетка» по русскому костюму тоже была. «Но тогда это было преждевременно. Не было ни такого обилия материалов, ни столько видов перламутра, жемчуга. Да и денег – я работала учителем, с копеечной зарплатой. Помню, готовясь сделать кокошник, почти 70% этой зарплаты грохнула на жемчуг и золотые нити. Пришла за советом к Дине Константиновне Чайниковой, это наша великая мастерица в городе по реконструкции русского костюма, а она говорит: «Наташенька, я ценю твои усилия, но жемчуг должен быть цвета кожи у молодой деревенской женщины – персиково-кремовый с матовым отливом, никакого блеска. А золотые нити идеально подходят только те, которые используют на обмотке двигателя самолета». Вот расстройство было!».

Сегодня, на новом витке жизни она возвращается к древнерусскому костюму. «Потому что набрала силы, чувствую в себе возможность все это реализовать на хорошем уровне».

Свою новую работу – женский головной убор, который носили на северо-западе России в начале девятнадцатого века, и коллекцию аксессуаров – Наталья Алёшина намерена представить на грядущей областной художественной выставке в здании Дворянского собрания.

«Посолонь» – значит «иду по солнцу».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.