Иду по солнцу
Наталья Алёшина убеждена: сила человеческого желания велика. «Настолько велика, что если вам это действительно нужно и ваши желания совпадают с планами Вселенной, то желаемое обязательно будет дано: приходят нужные учителя, открываются нужные двери, подтягиваются нужные события».
Ровно год назад Наталья зарегистрировала творческую мастерскую под названием «Посолонь». Шла к этому долго, трудных пятнадцать лет – была педагогом дополнительного образования, управленцем, просто женой подводника на Камчатке. Хотя прикладное художественное творчество у нее, что называется, на роду написано – отец Генрих Алёшин художник-медальер, прадед Григорий – новгородский кузнец, а делать украшения – сильнейшее желание детства.
– Когда отец уходил на работу на НЗЛК, я забиралась в его домашнюю мастерскую, включала паяльник, резала ножницами металл, гнула пластины, дробила смальту в тисках. Мне непременно нужно было оправить эти камни – простые стекляшки, принесенные отцом. Порезы, ожоги не останавливали. Было мне тогда лет десять, – вспоминает Наталья. – Вечером с гордостью показывала отцу сделанное.
– А что отец?
– Он был мудрым учителем — никогда не настаивал, доверяя мне самой во всем разобраться. Тактично и ненавязчиво давал редкие советы, которые я очень ценила. Будто случайно подбрасывал мне пастель, скульптурную глину, дорогие акварели. Однажды привез просто царский подарок – куски разноцветной смальты из маловишерских плавильных печей. Это были камни потрясающей красоты – изумрудные, оранжевые, ярко-синие, белые с разводами. Увидев эти сказочные глыбки, я была потрясена до глубины души.
Эти цветные камешки детства Наталья нежно хранила долгие годы, а затем, в бесконечных переездах затеряла. И вот недавно случайно нашла. «Радости не было предела! Будто привет от отца: как ты? выполняешь ли свое предназначение?».
Сначала, по словам Натальи, ей было интересно все – макраме, фриволите, керамика, вязание, бисеро-плетение, шитье. «Какой материал ни возьму – слушается». В результате владеет практически всеми видами рукоделия. Потом поняла, что ее предназначение – творить древнерусские украшения, аксессуары в древнерусском стиле, и через эти бусы, серьги, браслеты обращать людей к их корням.
На открытие собственной мастерской решалась трудно. «Начинать в одиночку всегда непросто. Но очень сильным было желание идти по жизни с прямыми плечами».
Три раза она делала шаг назад, вновь и вновь просчитывая бизнес-план своего предприятия. Но как только сказала мечте «да» – будто крылья выросли. И все стало получаться. Так бывает, когда встаешь на тропу, предназначенную именно тебе.
– Однажды во сне мне будто откуда-то сверху сказали: «Хорошо, мы дадим тебе то, что ты хочешь». И завертелось!.. Теперь понимаю, что меня тогда благословили на мой творческий путь, – говорит Наталья.
Творческая мастерская «Посолонь», ее единственный мастер производит аксессуары в древнерусском стиле из керамики, камня, дерева, кожи, металла. Основа коллекции – бусины и подвески ручной работы из красной новгородской глины. Орнамент на них – древнерусская символика. В древнерусских орнаментах, говорит Наталья, заключена огромная сила, в них каждая точка, завиточек имеют смысл. «Эти вещи работают, они нас оберегают».
Её украшения с чернёной керамикой (такой цвет глина приобретает в процессе задымления по древнерусским традициям) притягивают к себе людей в любом месте – на туристической тропе, на ярмарке, в холле очередной выставки. Разглядывают. Перебирают. Расспрашивают. Восхищаются.
– Бывает так, что человек смотрит ваши вещи, а вам не хочется ему их продавать?
– Бывает. В моих вещах – часть меня самой. Не хочу отдавать их в руки, которые мне неприятны. Пару раз до конфликтов доходило.
– А есть украшения, которые в принципе не хотите от себя отпускать?
– Так было с работами в первое время. Наверно, этот этап проходят все творческие люди. Сейчас по-другому. Если бог дал тебе талант, ты должен его использовать во благо.
Как-то заметила: украшения, собранные руками дочки (она помогает матери, когда та не успевает), уходят в тот же день! «Дочка, почему?» – «Мама, я собираю их с мыслью: пусть эта вещь достанется хорошему человеку».
– Если делаешь вещи для людей, то должен их делать изначально именно с таким посылом, – резюмирует Наталья.
– Какой аксессуар любимый?
– Серьги. Любимый, наиболее употребимый. Серьги украшают женщину.
Нынешней весной на выставку «10 лет: женский взгляд», в которой предложили участвовать, она подготовила экспозицию «Женский взгляд на серьги». Сделала огромнейшую коллекцию, где все крутилось вокруг XVII- XVIII века: одинцы, двойчатки, тройчатки – стержни, насаженные на специальную перекладину, и на них надевались бусины неправильной галичной формы (будто вода обкатала) – самоцветы, гранаты, аметисты, сердолики, хрустали. И обязательно литые бусины в виде шапочек, чашечек круглых, клубеньковых, подвесных. Выставка имела успех как у посетителей, так и у мастеров.
– Видите свое изделие на женщине – и не нравится. Бывает такое?
– Пожалуй, не нравится, когда бусы завязывают узлом. Но я не имею права критиковать других женщин, сама не идеал. Пусть им будет комфортно с моими украшениями, радостно, это самое главное. Вещи прошлых лет могут не нравиться. Я же расту! А иногда наоборот – забываю о них, а увижу на ком-то: надо же, как красиво! По-всякому бывает.
На недавнем общегородском конкурсе «Предприниматель года» Наталья Алёшина получила диплом первой степени в номинации «Лучшее предприятие в сфере ремесленничества и народных промыслов».
Ей часто задают вопрос: почему не перейдете на более высокий уровень и не станете делать украшения из золота, серебра? Мы не спросили. Но ей хочется ответить:
– Я делаю сувенирную реплику исторической вещи, которая доступна любой женщине. Мне хочется, чтобы мои украшения были доступны, чтобы каждый, кто хочет окунуться в ауру древней Руси, это сделал. Пусть с помощью моих украшений люди оглядываются на свои корни, обращаются к теме предков. Дальше они пойдут сами, без меня.
В мастерской Наталья показывает коллекцию работ, сделанных в пору ее увлечения древнерусским костюмом – кокошники, накосники, юбки. Сколько «сэконд-хэндов» пройдено в поисках нужной ткани, тесьмы! Где еще найти было в те годы, например, хлопковый панбархат приглушенного кисельного цвета.
У нее все увлечения делятся семилетками: семь лет керамики, семь лет бисера, семь лет головных уборов… И «семилетка» по русскому костюму тоже была. «Но тогда это было преждевременно. Не было ни такого обилия материалов, ни столько видов перламутра, жемчуга. Да и денег – я работала учителем, с копеечной зарплатой. Помню, готовясь сделать кокошник, почти 70% этой зарплаты грохнула на жемчуг и золотые нити. Пришла за советом к Дине Константиновне Чайниковой, это наша великая мастерица в городе по реконструкции русского костюма, а она говорит: «Наташенька, я ценю твои усилия, но жемчуг должен быть цвета кожи у молодой деревенской женщины – персиково-кремовый с матовым отливом, никакого блеска. А золотые нити идеально подходят только те, которые используют на обмотке двигателя самолета». Вот расстройство было!».
Сегодня, на новом витке жизни она возвращается к древнерусскому костюму. «Потому что набрала силы, чувствую в себе возможность все это реализовать на хорошем уровне».
Свою новую работу – женский головной убор, который носили на северо-западе России в начале девятнадцатого века, и коллекцию аксессуаров – Наталья Алёшина намерена представить на грядущей областной художественной выставке в здании Дворянского собрания.
«Посолонь» – значит «иду по солнцу».