Тянут резину вместо кабеля, или О монополии и о рекламе
Новгородцы не любят писать заявления на власть, все чаще жалуются на рекламу, а энергетики продолжают откладывать в долгий ящик заявления на технологическое подключение к сетям, злоупотребляя монопольным положением на рынке. Таковы основные тенденции рынков первой половины этого года, если оценивать их с точки зрения антимонопольной службы.
Анализируя итоги полугодия, руководитель Управления ФАС Ольга Виниченко в первую очередь отмечает изменение условий деятельности службы: новации в Законе «О защите конкуренции», изменение норм Кодекса об административных правонарушениях, положений Закона «О рекламе», неоднократные значительные изменения Закона о размещении заказов. Например, закон о защите конкуренции закрепил за антимонопольными органами новый инструмент воздействия – предупреждения и предостережения. С начала года новгородским УФАС выдано 7 предупреждений хозяйствующим субъектам – в связи с навязыванием невыгодных условий договора или отказом в заключении договора. Четыре из них добровольно устранили нарушения и тем самым избежали больших штрафных санкций.
Большая часть дел по статье злоупотребление доминирующим положением на рынке, отмечают в УФАС, касается рынка электрической энергии. И дела одинаковые – нарушение сроков технологического подключения к энергетическим сетям.
– Заключают договор и не исполняют. Затягивают как только могут. И год, и больше года – пока люди не обратятся в антимонопольный орган. Мы классифицируем это как злоупотребление доминирующим положением в виде бездействия, – говорит Ольга Виниченко.
На органы власти граждане с жалобами в антимонопольную службу, как правило, не обращаются. «Так исторически сложилось», – замечает руководитель управления. Нарушения антимонопольного законодательства в действиях чиновников выявляются только в ходе проверок. Значительная их часть, как было отмечено на брифинге, касается предоставления муниципальных и государственных преференций – либо эти преференции не соответствуют нормам законодательства, либо предоставляются без согласования с антимонопольным органом.
С начала года в антимонопольную службу поступило 9 заявлений о нарушениях законодательства о рекламе. По 5 из них антимонопольная служба нарушений не усмотрела.
Чаще всего раздражение граждан вызывает реклама посредством SMS-сообщений. Ольга Виниченко напоминает: получая карту покупателя в каком-то торговом предприятии, внимательно смотрите договор – часто мы даем согласие на получение рекламной рассылки, а потом негодуем. Но то, что граждане стали бороться с рекламным спамом, это, по словам Ольги Виниченко, интересная тенденция. «Есть такие граждане, которые не только пишут заявления, но и приходят на рассмотрение дела, представляют доказательства. Это уже определенная гражданская позиция», – считает руководитель управления.
В экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе отправлена рекламная открытка НОТ, сюжет которой один из новгородцев считает некорректным по отношению к телезрителям. Напомним, в прошлом году эта телекомпания уже была оштрафована за подобную продукцию – сюжет открытки с использованием изображения козла суд признал оскорбительным, и компания была вынуждена заплатить штраф.