Листая страницы «Родины»

20.09.2012

Нам, новгородцам, оказавшимся в центре празднования юбилея Российского государства, было бы не лишним знать, как воспринимается это историческое событие и роль в нём Великого Новгорода в глазах наших современников. Причём  не только в глазах специалистов-историков, но и просто сограждан, а также представителей, когда-то входивших в состав единого Древнерусского государства.

 

Уникальную возможность получить такой срез профессионального и общественного мнения предоставил столичный журнал «Родина», посвятивший свой сентябрьский выпуск 1150-летию российской государственности, а значительную часть статей – Господину Великому Новгороду.

ЗАРОЖДЕНИЕ

Авторитетное издание в связи с общегосударственным торжеством предоставило свои страницы представителям политической, научной и деловой сфер, представляющим регионы России от Северо-Запада до Алтайского края и республики Саха (Якутия). Открывают его две «программных» статьи Сергея Шахрая, возглавляющего воссозданное в прошлом году Российское историческое общество (РИО), и академика А. Л. Чубарьяна, директора Института всеобщей истории РАН. Их высказывания полны сдержанного оптимизма в отношении будущего исторической науки в России.

Им приходится констатировать, что в 1990-х гг. смена официальной идеологии и социальный нокдаун сформировали у населения страны, и особенно молодёжи, настроения исторической депрессии и «синдром проигравшего». Сейчас же в России наблюдается некий «исторический бум», причём академик Чубарьян отмечает, что «для огромных масс людей обращение к истории – это поиск, с одной стороны, самоидентификации, а с другой – аналогий современным политическим, экономическим, общественным ситуациям». Не только официально провозглашённый Год российской истории, но и другие события, в том числе создание Ассоциации учителей истории и РИО, нацелены на такие актуальные вопросы, как содержание учебников истории для средней школы, качество новых стандартов, программ и др.

Крупнейшим проектом последних лет стало издание 6-томной Всемирной истории как обновлённого научного изложения истории мировой цивилизации, с включением в него прошлого России. Вышли и первые два тома Российской исторической энциклопедии в 18-ти томах. Разумеется, эти издания имеют как научный, так и научно-популярный характер.

В продолжение общей темы Года истории  начальник аналитического управления Аппарата Государственной Думы Андрей Петров переводит разговор на события зарождения России. Он акцентирует внимание на общеславянской составляющей истоков Древней Руси: «Наши нынешние разногласия, порой возникающие в отношениях между Москвой, Киевом, Минском, противоречат духу того объединения кривичей, полян, древлян, словен, вятичей, полочан, дреговичей и прочих племён, которое дало начало нашему государственному бытию».

К гордости новгородцев далее он ссылается на мнение академика РАН, Почётного гражданина Великого Новгорода В.Л. Янина о том, что начавшееся в Новгороде княжение Рюрика с самого начала было «осуществлено на основе договора. Фигура варяжского князя вырисовывается как образ некоего наёмного управленца, привлечённого для решения сложных административных и судебных задач… Рюрик пришёл на определённое содержание и, по крайней мере на начальном этапе, не был самовластцем. А вот Олег имел уже другие основания для собственного правления: Киев был им захвачен, и там он стал самовластцем».

НОВГОРОД И НАЧАЛО РОССИИ

Интервью с руководителями Новгородской археологической экспедиции академиком РАН В. Л. Яниным и профессором МГУ Е. А. Рыбиной открывает «новгородский» раздел журнала. Валентин Лаврентьевич особо подчёркивает как условность даты – 862 год, так и некорректность использования термина «государство» для середины IX века. Хотя, разумеется, процесс объединения племён и земель начался именно тогда, в результате чего создавались «единые территории с общим управлением, налогообложением, экономикой и так далее». Академик настойчиво проводит мысль о том, что именно раскопки на Городище, под Новгородом, подтверждают призвание князя в IX веке сообществом славянских и финно-угорских племён. Но весь дальнейший разговор посвящён итогам только что завершившегося археологического сезона, великолепным по содержанию берестяным грамотам 2012 года, что лишний раз подчёркивает как динамичное развитие новгородской археологии, так и спокойное, взвешенное отношение к празднованию символических дат русской истории.

Существенным дополнением к янинским высказываниям является статья директора Института археологии РАН Н. А. Макарова. Его многолетние исследования территорий Северо-Востока Руси, в районе Белого и Кубенского озёр, Суздальского Ополья, наглядно показывают, что появление раннегородских центров типа Старой Ладоги, Городища, Гнёздова под Смоленском действительно значительно обогащают местные племенные центры славян предметами импорта, в том числе оружием и другими элементами «дружинной» культуры.

Но главный вывод Макарова позволяет снизить накал «страстей по Рюрику», поскольку «торгово-ремесленные поселения на магистральных водных путях – не изолированные в культурном отношении центры, функционирующие в чужеродной среде, а места формирования новых культурных традиций, стремительно распространяющихся в глубь территорий, становившихся достоянием широкого круга жителей». В кратком резюме это означает, что внедрение варягов в русскую историю происходило на фоне земледельчески освоенной и динамично развивавшейся славянской округи того же Новгорода, Пскова, Смоленска или Ярославля. Правда, это не совсем справедливо для Ладоги.

И здесь в дискуссию вступает извечный приверженец «ладожского» начала Руси профессор А.Н. Кирпичников. В его построениях и выверенных фразах много пафоса и ссылок на мнения первых лиц современного Российского государства. И в такие выражения трудно не поверить настоящему патриоту: «Древняя Ладога представляла «многоязычный Вавилон», где гармонично уживались представители   базового этноса – славяне – с финнами, скандинавами, фризами, арабами, булгарами и представителями других народов… Для северных пришельцев Ладога была первым городом на пути на Восток… Первоначальное государство основывалось на относительной свободе населения, вольной предприимчивости, этнической уживаемости в социальном мире». Всё это в совокупности выглядит как декларация создания современного евразийского союза!

Характеризуя жизнь на Рюриковом Городище в эпоху становления Руси, член-корр. РАН Е.Н. Носов констатирует, что наибольшее количество скандинавских находок здесь приходится на X век и по их числу Городище «является самым богатым поселением в Восточной Европе». Это свидетельство высокого социального статуса проживавшего здесь населения – и воинов-дружинников, и женщин, причём как скандинавов, так и славян. Именно здесь, утверждает Носов, сходились нити административного управления Приильменьем, а также «имелась реальная возможность участвовать в перераспределении богатств и доходов, стекавшихся в виде даней с обширной территории или извлекаемых из контроля над водными путями и торговлей. Подобный пункт не мог не привлекать и внимания скандинавов, и Рюриково Городище стало резиденцией первых князей».

ВЗГЛЯД БРАТЬЕВ-СЛАВЯН, ИЛИ КАК ГОВОРЯТ В ОДЕССЕ

Как же воспринимают празднование начала российской государственности наши недавние соотечественники из нынешних Украины и Беларуси? Разумеется, учёным этих стран приходится выдерживать официальную этику, чтобы не раздражать политиков и сограждан.

Например, член-корр. Национальной академии наук Украины Александр Моця после долгого пересказа историографических нюансов происхождения Руси («северный-новгородский» и «южный-киевский» варианты) приходит к выводу, что «научное решение проблемы и его политическое решение, как говорят в Одессе, «это две большие разницы». В своё время, после Второй мировой войны, один из дотошных киевских археологов – И.Н. Самойловский – направил в Новгородский горсовет запрос, в котором спрашивал, на каком основании отмечается очередной юбилей славного летописного Новгорода. И получил вполне конкретный ответ: «На основании постановления горисполкома № … от …. года». «Похоже, – добавляет А. Моця, – что в 2012 году российским, а также вслед за ними белорусским коллегам придётся в значительной степени опираться на аналогичную формулировку». В некотором смысле ему вторит украинский академик П.П. Толочко: «В Украине реанимировали (так! – С.Т.) старую теорию об исключительно украинской основе Киевской Руси. В Беларуси определилась тенденция начинать собственное этнополитическое самостояние с Полоцкого княжества. В России принялись искать свою первую столицу и, разумеется, на своей суверенной территории… Можно только пожалеть, что юбилей 1150-летия российской государственности не станет общевосточнославянским событием и не послужит делу утверждения чувств исторического единства трёх братских народов».

Белорусские историки А. Коваленя, В. Данилович, Д. Дук, в том числе рассказавшие со страниц «Родины» о последних открытиях на раскопках в Полоцке, также упоминаемом в 862 году в летописи, несколько осторожнее, чем украинцы, описывают этнокультурную ситуацию на Западной Двине в IX веке. Они констатируют разноэтничный состав местного населения, состоявшего из балтов и славян к моменту появления первых княжеств, и поднимают на щит полоцкого князя Брячислава и его сына Всеслава. Ещё бы, при них в XI веке «Полоцкое княжество получило выход к Балтийскому морю, были основаны подвинские города Герцике и Кукейнос, город Браслав… В результате похода Брячислава на Новгород в состав Полоцкой земли вошли города Витебск и Усвяты с волостями». В общем, здесь вам и свой стольный град, и самодостаточная история беларусов и их страны, как будто бы закономерно отделившаяся от российской в последние двадцать лет…

О «ЧЕЛОВЕЦЕХ СУРОВЫХ, НЕПОКОРИВЫХ, УПРЯМЧИВЫХ»

  Завершая обзор юбилейного выпуска «Родины», нельзя не упомянуть статью кандидата исторических наук Андрея Смирнова, посвящённую этническому фактору в истории средневекового Новгорода. После подробного перечисления персонажей и событий героической истории Новгорода, включая князей Мстислава Удалого и Александра Невского, он делает важный вывод, отчасти опирающийся на цитату из московского летописца, вынесенную в заголовок этого раздела. Смирнов пишет, что «новгородцы – это люди, не склонные к созерцанию, люди действия, дела… высокая самооценка должна была сыграть немалую роль в утверждении у словен республиканских порядков».

Что ж, с этими словами можно согласиться, коль скоро, невзирая на противоречия между Москвой, Киевом и Минском, новгородцы взялись широко отмечать начало общего для трёх народов праздника, даже при отсутствии щедрой помощи со стороны федерального центра. Кто знает, а может быть, от этого праздника пойдут позитивные волны по древним торговым путям, городам и весям Руси, оставившей нам общие памятники в широчайшем диапазоне: от шедевров древнерусской литературы до великолепных храмов и фресок.

Хранить эту память по-новгородски, не вспоминая обид, гордясь прошлым и строя будущее, пожалуй, и есть сегодняшнее настоящее ДЕЛО потомков ильменских словен и наследников древнейшего города Земли Русской.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.