«Неразрывная связь сословий»

20.09.2012

Трудно найти новгородца, который хоть раз в жизни не видел бы знаменитую картину Богдана Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года».

 

Это монументальное и красочное полотно – 2,7 метра на 3,9 метра открывает экспозицию музея изобразительных искусств в бывшем Дворянском собрании. Картина представляет не только художественный интерес, но и является историческим источником, позволяющим увидеть, как в Новгороде проходили юбилейные торжества. А по изображенным на картине персонажам можно проследить еще и внутриполитическую обстановку в России 1862 года.

Заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника Ирина ВАСИЛЬЕВА несколько лет буквально по крупицам собирала сведения об исторических личностях на картине и заслугах, по которым они попали на полотно.

– Надо заметить, празднование 1000-летия Российского государства было политическим событием, – рассказывает она. – Сценарий юбилея разрабатывался при непосредственном участии  императора, который назвал празднование «новым знаком неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством, с единой целью – счастья и благоденствия дорогого нашего Отечества».

Праздник длился с 7 по 9 сентября. Но кульминацией юбилея стал  день 8 сентября, ознаменованный  празднованием Рождества Пресвятой Богородицы, годовщиной Куликовской битвы и днем рождения наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Основные церемонии празднества сосредоточились вокруг открытия монумента Тысячелетию России. На картине Богдана Виллевальде как раз изображен момент крестного хода вокруг памятника, которым завершилась в тот день праздничная литургия в Софийском соборе.

Исторический документ?

Картина заказана лично императором Александром и написана  Виллевальде в 1864 году. Тщательное исследование позволяет сделать предположение, что для работы использовались фрагменты с гравюр, запечатлевших это событие, а также фотографии, предоставленные художнику, к примеру, Генштабом. Точность фрагментов на картине — поразительная и совпадает с фотографиями тех лет. К тому же художник очень тщательно проработал детали, например, дом у звонницы Софийского собора, к которому приставлена лестница, и по ней забираются люди, чтобы с крыши увидеть торжественную церемонию.

Также можно предположить, что список изображенных лиц согласовывался  императором. На картине — именно те, кого Александр хотел видеть рядом с собой. И далеко не все, кто был на торжествах вместе с императорским двором, попали на полотно. Существует список – более 100 человек, кто находился рядом с царем.

Удалось идентифицировать 30 персон, изображенных с большой портретной точностью: императорская семья и самые приближенные к государю лица, те, о которых принято говорить «ближний круг».

А автор кто?

Богдан Виллевальде – не простой художник. Он сын богатого иностранца из Баварии и сверстник Александра Второго. В детстве он уже был знаком и играл с молодыми великими князьями. С 1838 по 1842 год учился в Петербурге в Академии художеств у знаменитого Карла Брюллова (1799–1852), а затем у А. И. Зауервейда, который обучал рисованию императорских детей.

Виллевальде был художником-баталистом, делал многочисленные этюды и зарисовки военных событий и их участников, на основе которых выполнял масштабные батальные полотна.

Более полувека, на протяжении царствования Николая I, Александра II и Александра III, Виллевальде оставался одним из наиболее востребованных придворных живописцев.  По многочисленным  заказам Императорского двора художник  создал десятки военно-жанровых композиций и произведений, посвященных знаковым официальным событиям.

Картина «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года» – именно из таких. Виллевальде неуклонно следует официальному представлению об изображении столь значимого государственного юбилея как всенародного торжества, воплощая идею национального единения, выразившуюся в провозглашенном принципе «православие, самодержавие, народность». Центральное место на картине занимает изображение крестного хода членов Святейшего Синода, шествующих попарно в парадных облачениях с иконами и крестами, сопровождаемых хоругвеносцами, дьяконами и певчими.

На первом плане эффектно выделяются конные изображения императора Александра II, цесаревича Николая Александровича. Далее разворачивается  панорамное воспроизведение площади в центре Новгородского кремля – главного места юбилейного события и его многочисленных участников – от плотных рядов военных и прибывших на торжество гостей до новгородских дворян и горожан.

В сложном совмещении многочисленных фигур художник выделяет фокусирующую точку – величественный монумент Тысячелетию России, к которому стянуты все композиционные и смысловые нити, что придает упорядоченность и точность общему художественному решению.

Композиция картины выстроена не только в соответствии с академическими изобразительными канонами, но и согласно  придворному протоколу. Государственные и военные деятели расположены с учетом сословной и служебной иерархии, в соответствующих торжественному событию парадных мундирах и орденах. Особое внимание уделяется точному изображению знаков отличия каждого. Виртуозно переданы сверкающие золотом эполеты, рисунок аксельбантов, вензелей и кокард, разноцветные перья плюмажей и султанов. Пышные наряды императрицы Марии Александровны и великих княгинь вносят яркий праздничный аккорд в общее настроение картины.

Совершенно особое впечатление оставляют холеные породистые кони с искрящимися огнем зрачками,  демонстрирующие в размеренном шаге тонких пружинистых ног напряжённые рельефные мышцы,  скрупулезно изображена великолепная упряжь.

Ближний круг

На переднем плане картины – император Александр II, изображенный в парадном общегенеральском мундире, с лентой ордена Святого Андрея Первозванного и орденом Святого Георгия, с саблей, опущенной после салютования. Рядом с императором сыновья. В зеленом мундире лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, с лентой ордена Святого Андрея Первозванного – цесаревич и наследник Николай Александрович. В красном мундире лейб-гвардии Гусарского полка – Александр Александрович, ставший впоследствии императором Александром Третьим (после смерти Николая в апреле 1865 года Александр Александрович был провозглашён цесаревичем и наследником престола).

За Александром в профиль в форме лейб-гвардии Драгунского полка, с лентой ордена Святого Андрея Первозванного изображен еще один сын государя – великий князь Владимир Александрович.

Ну, а остальные персонажи – это великие князья – Николай Николаевич, Михаил Николаевич, светлейший князь Романовский, герцог Лейхтенбергский Георгий Максимилианович, великий князь Николай Константинович, великие княгини Мария Николаевна и Александра Петровна; граф Дмитрий Александрович Милютин, граф Сергей Григорьевич Строганов, князь Василий Андреевич Долгоруков, генерал-адъютант, адмирал Константин Николаевич Посьет, граф Владимир Федорович Адлерберг, граф Александр Владимирович Адлерберг, граф Григорий Александрович Строганов, генерал-майор Александр Михайлович Рылеев, военно-походный шталмейстер Федор Иванович Каналоши-Лефлер, графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен; митрополит Исидор (Никольский), митрополит Макарий (Булгаков), митрополит Леонтий (Лебединский), протопресвитер Василий Борисович Бажанов, протодиакон Иван Степанович Верещагин.

Особое место занимают несколько человек, прямо не относящихся к императорскому двору. Это автор монумента Тысячелетию России, художник Михаил  Микешин, изображенный во фраке и с орденом Владимира на груди, который художнику вручил государь по случаю открытия памятника, а также купцы-подрядчики каменных работ при сооружении памятника Гавриил Афанасьевич Балушкин и Матвей Иванович Овечкин и десятник плотницких работ Иван Григорьевич Карабанов.

Балушкин и Овечкин стоят почти на переднем плане, с серебряными и золотыми медалями «За усердие» на Аннинской ленте. А вот крестьянин Иван Карабанов за заслуги при сооружении памятника Тысячелетию России был награжден Почетным кафтаном с именным Свидетельством Его Императорского Величества.

Судьба картины

Картина «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года» была выставлена для публичного осмотра в петербургской Императорской Академии художеств. Затем по распоряжению императора огромное полотно перевезли в Царское Село и разместили в Главной парадно-церемониальной анфиладе Екатерининского дворца, где оно находилось вплоть до 1928 года. В 1948 году из Артиллерийского исторического музея РККА картина  Виллевальде была передана в Новгородский музей.

Специально к празднованию 1150-летия российской государственности в музее  создана мультимедийная информационно-справочная система по картине, и каждый желающий сможет увидеть и  узнать подробно о любом из изображенных персонажей.

Празднование 1000-летия Российского государства было политическим событием. Сценарий юбилея разрабатывался при непосредственном участии  императора, который назвал празднование «новым знаком неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством, с единой целью – счастья и благоденствия дорогого нашего Отечества».



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.