Узнавание тайны

20.09.2012

– Да я не причесана, – отмахивается от объектива Нинель Кузьмина. – И не фотогеничная. Еще в детстве часто спрашивала маму: «Мама, почему я такая некрасивая?» Мама отвечала: «Не в красоте счастье». – «А в чем?» – «В семье». И она была права.

 

Супруг Нинель Николаевны – Игорь Виссарионович, поприветствовав нас, уходит по делам. Мы же остаемся говорить с лауреатом Государственной премии РФ, Почетным гражданином Великого Новгорода Нинель Николаевной Кузьминой о работе. Ее работе – архитектора-реставратора.

Профессию для Нинель выбрал отец. Журналист Николай Кулепетов, наверно, решил, что архитектура не так тесно связана с политикой, как газетное дело, потому более благоприятна для девочки. Кроме того, дочка хорошо и увлеченно рисовала. И отец отвел Нинель в мухинское училище (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, теперь – художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В приемной, посмотрев рисунки, спросили автора. А «автору» было всего 14 лет. «Таких маленьких не берем». Посоветовали обратиться этажом ниже, в архитектурный техникум. «Так решилась моя судьба», – говорит Нинель Николаевна.

Вспоминает первый день работы в Новгородской научно-реставрационной мастерской: «Меня посадили в шурф на валу окольного города. Там весь грунт пронизан бревнами. Я должна была расчистить и зарисовать. Любовь Митрофановна Шуляк подходила и говорила: «Тщательней, тщательней расчищай. И зарисовывай».

Это «тщательней» запомнилось. А земляной вал, точнее исчезнувшие в веках оборонительные башни, стоящие на нем, позже станут на десять лет главным объектом ее исследования и одной из профессиональных удач. Итог этих исследований – написанная вместе с историком Людмилой Филипповой книга «Крепостные сооружения Новгорода Великого» (недавно вышло второе ее издание).

– Никто же не знал и не задался вопросом, какие были на валу башни, как они выглядели, – говорит Нинель Кузьмина. – И тут Людмила Филиппова принесла мне описи начала XVII века, а там сказано, что на валу окольного города стояли башни. Это было так интересно! Мы стали с ней работать над этой темой. Оказывается, вокруг кремля был еще один малый земляной город, на котором тоже стояли башни. И даже по берегу реки шли. Столько открытий! Мы работали с огромным удовольствием!  Почти десять лет удивительного счастья разгадывания тайн.

Узнавание тайны – так говорит она о сути своей профессии. «Памятник покрыт тайной веков, его история не вполне ясна.  Что-то в летописях есть, но чаще – нет. Вот и разгадываешь его загадки».

Кузьминой удалось восстановить облик всех древних башен, стоящих на оборонительных земляных валах Новгорода Великого. «Смотрите, какие они были – и шестиугольные, и пяти-, и восьмиугольные», – показывает она свои рисунки.

Работу новгородских исследователей похвалил  академик Валентин Янин, его мнением Нинель Кузьмина очень дорожит. «Янин был очень доволен, хвалил нас и говорил: обязательно продолжайте, это очень интересно».

Кузьмина уверена, что профессии нужно долго учиться. Учить себя. «Я училась у наших корифеев – Григория Михайловича Штендера, Леонида Егоровича Красноречьева, Тамары Викторовны Гладенко. Училась тому, как быть хорошим специалистом-архитектором, как руководить людьми. И как совмещать все это с семьей и детьми».

Одна из первых работ молодого архитектора-реставратора – проект реставрации церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице.

– Храм Филиппа Апостола – это чудо! – восклицает Кузьмина. – Мне, молоденькой 25-летней девчонке (хотя у меня тогда только что родился ребенок), дали этот храм: мол, ну что там может быть интересного – примыкает какая-то стена и гора мусора с северной стороны. Когда мусор расчистили, увидели контуры другого храма, который сделан в перевязь, значит одновременно.

«Ура! Я нашла на стене следы сводов. Возможно, это придел, а может, и самостоятельная церковь», – пишет в журнале работ Нинель Кузьмина. Отец Никодим, настоятель храма (а храм только что вновь стал действующим, шел 1962 год), тихонько шепчет: «Никому не говорите, продолжайте потихоньку изучать». Это было время, когда у государства церковь была не в моде. Потому и согласовывали проект реставрации тоже «потихоньку». Как показали исследования, поначалу действительно было две самостоятельные церкви, каждая со своим приходом, потом они объединились. Это любимый храм Нинель Кузьминой.

Потом были Десятинный монастырь («На колокольне не было шатров, ничего не было. Удалось восстановить, выстроить, вернуть из небытия. Когда проходишь мимо – приятно»), Деревяницкий монастырь («Дали мне трапезную: крыша проломанная, свод рухнул на втором этаже… Хотели ее разобрать: мол, не очень ценный памятник, XVIII век. Я стала исследовать. Холодно, руки трясутся, берешь скобу, начинаешь ковырять. И – находишь. Нашлись следы окон, древних порталов, древнего декора. Такая радость! В общем, решили, что не надо разбирать, восстановили»).

Самая известная работа Нинель Кузьминой – восстановление церкви Успения на Волотовом поле. Еще до войны храм сохранял свои формы, внутреннее пространство, арки, своды, на которых сохранялась живопись. После войны осталась гора мусора. В 1955 году под руководством известного новгородского архитектора-реставратора Леонида Красноречьева была проведена консервация руин памятника. Возрождение храма состоялось через пятьдесят лет.

За эту работу Леониду Красноречьеву и Нинель Кузьминой в 2004 году была присуждена Государственная премия РФ.

Всего она участвовала в исследовании и реставрации около 50 памятников архитектуры Великого Новгорода и его окрестностей, является автором проектов реставрации и научным руководителем реставрационных работ на 30 памятниках ХIV — начала ХХ века.

Нинель Николаевна как-то заметила: большинство церквей, которые ей довелось восстанавливать, были заложены по заказу новгородского архиепископа Моисея. «Так что в какой-то степени Моисей мною руководит».

Ее тревожит, что государством очень скудно финансируются работы по реставрации памятников. «Памятники плачут», – заявила она три года назад на встрече работников культуры Великого Новгорода с тогдашним  российским президентом Дмитрием Медведевым. «И продолжают плакать», – говорит сегодня. «Вот в Клопском монастыре прекратили работы, очень жаль. А восстановить можно – и храм Троицкий, и трапезную, оба – XVI века».

Кто поможет исчезающим памятникам? «Богатых людей не так много. И потом богатые люди, наверно, не настолько богатые, чтобы храмы восстанавливать, это же миллионы рублей».

Два года назад она перестала официально работать. Сократили. Смеется: «Потому, наверно, что я уже очень взрослая девочка, мне за 70».

– Поплакала, потом думаю: что же я плачу, мы же с Филипповой столько вместе работали – надо снова начать! И мы стали писать брошюру о церкви Воскресения Христова на Красном поле. Написали. Я картинки очень красивые нарисовала. О нем никто не знает. А окрестные жители туда приходят. В этом храме какая-то особая энергетика. Только вот кто бы теперь издал нашу книжку. Сейчас буду искать все свои материалы о работе над памятниками Деревяницкого монастыря и, думаю, тоже напишу, может быть, вместе с Людмилой. Кто-то вяжет, шьет. Я тоже это умею. Но тянет-то больше к работе.

Мы так ничего и не рассказали о семейном счастье Нинель Кузьминой. Оно есть: муж, дети, внуки. А без них разве было бы возможно это счастье – самореализации.

Почетному гражданину Великого Новгорода
Кузьминой Нинель Николаевне

Уважаемая Нинель Николаевна!
От всей души поздравляем Вас с юбилеем!
В этом году свой день рождения Вы празднуете одновременно с днем рождения нашей страны, с юбилеем зарождения российской государственности на Новгородской земле. И это особый знак: Вы, как немногие, посвятили жизнь изучению истории России и Великого Новгорода, сохранению и восстановлению уникальных памятников старины Великого Новгорода и его окрестностей. Говоря словами академика Лихачёва, Ваш труд — памятник терпению и патриотизму тех, кто созидал вопреки войне, разрушению и фашистскому варварству.
Огромное спасибо Вам, уважаемая Нинель Николаевна, от имени всех новгородцев за новую жизнь, которую Вы подарили уникальным памятникам церкви Успения на Волотовом поле, Прокопия на Ярославовом Дворище, Троицкому собору Михайло-Клопского монастыря… Спасибо Вам за пример патриотизма и самоотверженной работы на благо Родины.
Счастья Вам, здоровья, творческих успехов и новых открытий.
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев
Председатель Думы Великого Новгорода Сергей Золотарёв




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.