«Торжества надо ждать..»
Что может быть общего у «Маленького принца» Экзюпери и «Бесов» Достоевского? Или у «Алых парусов» с «Мертвыми душами»?
А вот и может.
В библиотечном центре «Читай-город» открылась книжная выставка «Книги-юбиляры 2012 года». Если внимательно посмотреть на произведения классиков, которым исполняется 100, или 80, или 150 лет – удивляешься их актуальности, свежести и хочется по-новому перечитать забытые страницы. Ну, например…
«Финансист» Теодора Драйзера – 100 лет (1912)
Проблемы, о которых писал американский писатель Драйзер столетие назад, остаются актуальными и сегодня.
Теодор Драйзер проследил путь становления бизнесмена Фрэнка Каупервуда (прототип – американский финансист Ч. Йеркса) в своей гениальной трилогии «Финансист», «Титан», «Стоик». Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. Тогда он, чувствуя силу накопленных им капитала и профессионального опыта, провозглашает свой жизненный лозунг, давший название всей трилогии «Мои желания прежде всего!».
Прочитав книгу и соотнеся ее с положением дел в нашей стране, можно найти параллели.
«Горе от ума» Александра Грибоедова – 150 лет (1862)
Большинство современных авторов портит тонны бумаги на свои никчемные детективы и многословные бредни, которые без потерь для человечества можно сразу отправлять в макулатуру, ибо иначе они будут и дальше уродовать вкусы миллионов ни в чем не повинных читателей…
В то время как в «Горе от ума» трудно найти строчку, которая не стала бы афоризмом, пережившим века… Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: «Карету мне, карету»?
«Бесы» Федора Достоевского – 140 лет (1872)
Самый пророческий роман Достоевского, своего рода исповедь, подведение итогов. После крушения России в годы революции многие вспомнили его предостережения и пророчества. Особенно о том, что революция в нашей стране будет кровавой, богоборческой, антихристианской.
Идеолог человекобожества Кириллов говорит: «Мой бог – своеволие». Переступить через заповеди Бога и стать на место Бога хотят многие герои Достоевского: «Бога нет, и все дозволено» – вот главное открытие, которое делают они. Это, по мысли писателя, и станет символом новой веры и судьбой человечества XX века.
Главный идейный вдохновитель революционной ячейки Петр Верховенский из романа «Бесы» составил план действий для будущих «ниспровергателей основ»: «Мы уморим желания; мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет пускать и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, единственно, чтоб не было скучно… Но одно или два поколения разврата необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, вот чего надо!».
Написав «Бесы», Достоевский преподнес роман наследнику Российского престола. О том, зачем понадобилось автору «Бесов» обратиться к будущему императору Александру III, можно догадаться, например, по рассуждению о грядущем торжестве коммунизма, появившемуся у него в личной записной книжке год спустя. Отметив для себя неизбежность этой «крайней точки удаления от Царства Небесного», писатель в горестном раздумье посетовал: «…торжества надо ждать. Его, однако же, никто не ждет из правящих судьбами мира сего».
Три знаковых книги, три зеркала нашего мира, три произведения, не утратившие актуальности.
На выставке «Книги-юбиляры» немало книг, заслуживающих внимания: 70 лет исполняется «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери, 160 лет – «Муму» Тургенева. 170 лет назад Гоголь написал первый том «Мёртвых душ», а 90 лет назад появилась самая романтичная книга – «Алые паруса» Грина.
Перечитайте классику. Нестареющую классику.