Свечка для тирана
За сорок с лишним лет служения искусству Малого театра народный артист России Ярослав Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара.
Как считают его коллеги, Барышев наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполняет каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Барышев способен проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются «штучным товаром». И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге называет его последним русским трагиком.
У Ярослава Барышева не было и нет проходных работ, но одним из главных событий в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому – «Князе Серебряном» и «Царе Иоанне Грозном».
В этом могли убедиться и новгородские зрители: в Новгородском академическом театре имени Достоевского прошли гастроли Московского Государственного академического Малого театра со спектаклем «Царь Иоанн Грозный».
Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергает пушкинское утверждение, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляет добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигает кульминации. Артисту удалось показать Грозного живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим.
– Как вы входили в образ Ивана Грозного? – спросила я у Ярослава Павловича.
– Мне было комфортно в его образе. И во время работы над спектаклем я сходил в церковь и поставил свечку за упокой души Грозного.
– Каково ваше отношение к личности Ивана Грозного в истории России?
– Иван Грозный одиозная и вместе с тем противоречивая фигура. Для многих его образ – образ «святого царя», самодержца, с железной волей и талантом руководителя, собравшего в единый кулак расползающееся государство. На мой взгляд, если бы русское государство в тот момент процветало, то подчас жестокие меры Ивана Грозного были бы не уместны. Я, конечно же, ни в коей мере не оправдываю зверств опричнины, но историческая личность такого масштаба не может быть окрашена одним цветом.
– Он тиран?
– Можно сравнить зверства Ивана Грозного с неистовством фашистов, их концлагерями, с ГУЛАГом.
– Как известно, вы актер с романтическим амплуа. Какая роль самая яркая или сложная для вас?
– Для меня все роли яркие и особенные, и работа над каждой оставляет свой след. Все получится, если много работать и сильно желать.
– Какой человек в вашей жизни повлиял на вас как на актера?
– В молодости я много читал об актерах. Когда начал работать в театре, моими учителями были Борис Бабочкин и Виталий Соломин. Их имена говорят сами за себя.
– Вы снимались в кино?
– К сожалению, роман с кино у меня не сложился. Кино и театр – это разные ипостаси. Есть актеры, которые могут их совмещать, например, Виталий и Юрий Соломины. Основное отличие: театр это живое, и все происходит именно сейчас, нельзя ничего сыграть заново.
Во время спектакля актер в течение трех часов проживает жизнь своего героя, и напряжение поэтому соответствующее.
Владимир Драгунов, режиссер-постановщик спектакля:
Наша постановка сделана по произведению А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», в котором автор как бы вступает в полемику с фабулой исторических событий.
Мы же вступаем в спор с самим Толстым! Демоническая фигура Ивана Грозного в изображении Толстого умирает, у нас же главный герой переходит в иную, духовную ипостась.