Свечка для тирана

27.09.2012

За сорок с лишним лет служения искусству Малого театра народный артист России Ярослав Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара.

 

Как считают его коллеги, Барышев наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполняет каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Барышев способен проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются «штучным товаром». И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге называет его последним русским трагиком.

У Ярослава Барышева не было и нет проходных работ, но одним из главных событий в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому – «Князе Серебряном» и «Царе Иоанне Грозном».

В этом могли убедиться и новгородские зрители: в Новгородском академическом театре имени Достоевского прошли гастроли Московского Государственного академического Малого театра со спектаклем «Царь Иоанн Грозный».

Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергает пушкинское утверждение, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляет добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигает кульминации. Артисту удалось  показать Грозного живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим.

– Как вы входили в образ Ивана Грозного? – спросила я у Ярослава Павловича.

– Мне было комфортно в его образе. И во время работы над спектаклем я сходил в церковь и поставил свечку за упокой души Грозного.  

– Каково ваше отношение к личности Ивана Грозного в истории России?

– Иван Грозный одиозная и вместе с тем противоречивая фигура. Для многих его образ – образ «святого царя», самодержца, с железной волей и талантом руководителя, собравшего в единый кулак расползающееся государство. На мой взгляд, если бы русское государство в тот момент процветало, то подчас жестокие меры Ивана Грозного были бы не уместны. Я, конечно же, ни в коей мере не оправдываю зверств опричнины, но историческая личность такого масштаба не может быть окрашена одним цветом.

– Он тиран?

– Можно сравнить зверства Ивана Грозного с неистовством фашистов, их концлагерями, с ГУЛАГом.

– Как известно, вы актер с романтическим амплуа. Какая роль самая яркая или сложная для вас?

– Для меня все роли яркие и особенные, и работа над каждой оставляет свой след. Все получится, если много работать и сильно желать.

– Какой человек в вашей жизни повлиял на вас как на актера?

– В молодости я много читал об актерах. Когда начал работать в театре, моими учителями были Борис Бабочкин и Виталий Соломин. Их имена говорят сами за себя.

– Вы снимались в кино?

– К сожалению, роман с кино у меня не сложился. Кино и театр – это разные ипостаси. Есть актеры, которые могут их совмещать, например, Виталий и Юрий Соломины. Основное отличие: театр это живое, и все происходит именно сейчас, нельзя ничего сыграть заново.

Во время спектакля актер в течение трех часов проживает жизнь своего героя, и напряжение поэтому соответствующее.

Владимир Драгунов, режиссер-постановщик спектакля:
Наша постановка сделана по произведению А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», в котором автор как бы вступает в полемику с фабулой исторических событий.
Мы же вступаем в спор с самим Толстым! Демоническая фигура Ивана Грозного в изображении Толстого умирает, у нас же главный герой переходит в иную, духовную ипостась.  



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.