Тысяча лучей
Выставка «Соната для луча света с оркестром» (анданте) работает до 14 октября в Городском выставочном центре («Диалог»).
Записаться в авторскую школу-студию творческой фотографии можно по телефону 55-57-08.
Каждый раз, когда городской фотоклуб устраивает выставки, жду от них нечто особенное. И не ошибаюсь.
«Соната для луча света с оркестром» (анданте) – так называется новая экспозиция городского фотоклуба «Мы» и одноименной авторской школы-студии творческой фотографии.
– Приписка в скобках неслучайна: коллекция работ ждет своих вдумчивых и несуетливых зрителей, которым только неспешное знакомство с произведениями светописи даст чудесную возможность «расширить» двухмерные рамки авторских работ, – замечает руководитель студии и фотоклуба Андрей Колодин.
Почти 100 авторов, более тысячи работ. Удивительных и странных, глубоких и в чем-то наивных, но непохожих, цепляющих за душу… Их хочется разглядывать, возвращаться к ним.
Как удается Колодину в течение почти 10 лет собирать вокруг себя столько талантливых людей, где он их берет и какие слова говорит на занятиях, чтобы потом на выставках появлялись такие вот фотографии? А, Андрей Иванович?
– Для самого загадка! (Смеется) Единственное объяснение – люди просто наелись кича и пошлятины в фотографии, которую и фотографией-то назвать нельзя! Гламур на картинке, девочки с поволокой в глазах, неуклюжая постановка – все начинает надоедать. Человек хочет вырваться и сделать что-то, о чем просит душа. Знаете, в одной анкете у нас написали: «Я знаю, что снимаю неправильно, хочу научиться, но не знаю, как…»
Значит, бродит такой «мурашек» в человеке, ищет способ себя творчески проявить. Фотоаппарат взять проще, чем, скажем, кисть художника. К нам приходят воплощать свой потенциал, и каждое следующее поколение, которое приходит к нам в фотоклуб, – талантливее предыдущего. Оно быстрее учится.
Иногда приходит человек, ну, скажем так… с нулевым знанием, а через полгода начинает выдавать такие кадры, которые некоторым профессионалам не снились.
Вот Наталья Анатольевна Камайкина – взрослый человек, пришла в студию из любопытства. Она как-то заметила: «Моя легкая интрижка с фотографией переросла в беззаветную любовь». Очень точное выражение.
– А как происходит это перерастание?
– Надо не мешать им раскрыться. И… потерпеть. Не рубить с плеча, когда сначала не получается. Человеку кажется, что он принес что-то гениальное. Потому что душа-то работала гениально! А из-за неумения получилась фигня. Но скажи правду, ты же в душу выстрелишь! Надо просто подождать, пока сами поймут.
Знаете, я себя преподавателем-то не считаю, скорее тренером. И моя задача – дать возможность проявиться индивидуальности. Не стричь под одну гребенку, не шлагбаумом по голове тюкать, а помочь почувствовать себя.
– А что вы говорите на занятиях? Как учите?
– Я прислушиваюсь и не мешаю им «говорить». Знаете, мы ведь не учим фотографировать. Прекрасный наш фотограф Валерий Стигнеев, автор книги по исследованию фотографий, говорил, что научить грамотно снимать – дело не хитрое. Дать технические навыки по фотоделу можно за месяц-два. Мы же изучаем Фотографию. На искусствоведческом уровне, на знаменитых именах, на мировой истории фотографии. И когда на занятиях ребята внедряются в те пласты, о которых раньше и не знали, начинают видеть и чувствовать глубину, психологию фотографии, вот тогда они откликаются, «раскрываются глаза», тогда происходит «решающий момент». Есть такое выражение у Картье-Брессона. Это тот самый градус человеческих эмоций, душевных переживаний, без которого невозможно произведение искусства. Тогда они начинают видеть и переживать увиденное. Тогда появляется та фотография, которую вы видите на выставке.
– Сложно добиться такого понимания?
– Нет, если человек этого хочет. Это вопрос нравственности, духовности. С ними это происходит. Надо не просто видеть, замечать, надо переживать за то, что видишь. Можно увидеть разрушенный дом и заплакать. Такая фотография есть на выставке: залитый подвал старого дома, а в воде дневник, где на первой странице стоит дата и надпись: «Я начинаю новую жизнь». А дальше все размыто. За этой фотографией целая человеческая жизнь, трагедия… Но увидеть это – нужен особый дар. Те, кто к нам приходит, этим даром наделены.